Организация мониторинга и показатели развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
19.06.2025
Для
оптимальной результативности педагогической деятельности по музыкальному
развитию детей необходима система диагностического обследования, которая даёт
возможность определить начальный уровень и перспективы музыкального развития каждого
конкретного ребёнка.
Основным методом мониторинга является – аутентичная оценка. В её
основе лежат следующие принципы:
- методика
проведения диагностики строится в основном на анализе реального поведения
ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация
фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты
наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе
режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности), а не
в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое
отношение к реальной жизни дошкольников.
- если
тесты проводят специально обученные профессионалы (психологи, медицинские
работники и др.), то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят
с ребенком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт
педагога сложно переоценить.
- аутентичная
оценка максимально структурирована (Если в случае тестовой оценки родители
далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают
негативное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки,
ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа
на тот или иной вопрос).
Содержание мониторинга тесно связано с
реализуемыми примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования
«От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
и выбранными парциальными программами.
Диагностическое обследование детей
проводится в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май). Диагностика развития музыкальности детей дошкольного возраста
проводится по методике О.А. Сафоновой «Экспресс-анализ и оценка детских
видов деятельности. Музыкальное развитие». Этот диагностический материал в достаточной
мере отвечает современным требованиям, так как позволяет рассматривать
музыкальное развитие как многоуровневую систему собственно музыкальных общих и
частных способностей, ответственных за формирование личностных качеств ребёнка.
Необходимо отметить, что о качестве музыкальных способностей нельзя
судить только по одноразовым тестированиям.
Музыкальность детей определяется
7-ю показателями, входящими в ее структуру:
1. Эмоциональная отзывчивость на музыку.
2. Мелодический слух.
3. Тембровый слух.
4. Динамический слух.
5. Чувство ритма.
6. Музыкальное мышление и воображение.
7. Музыкальная память.
На основе полученных данных определяется общий уровень развития музыкальности
ребёнка: низкий, средний, высокий.
Определение динамики развития музыкальности осуществляется в процессе непринуждённого
вовлечения ребёнка в музыкально-игровую деятельность. Используются игровые
приемы, наглядные предметные пособия, детские музыкальные инструменты.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностические карты.