Организация и методика проведения мониторинга

19.06.2025

Для оптимальной результативности педагогической деятельности по музыкальному развитию детей необходима система диагностического обследования, которая даёт возможность определить начальный уровень и перспективы музыкального развития каждого конкретного ребёнка.

Основным методом мониторинга является – аутентичная оценка. В её основе лежат следующие принципы:

- методика проведения диагностики строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности), а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.

- если тесты проводят специально обученные профессионалы (психологи, медицинские работники и др.), то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно пере­оценить.

- аутентичная оценка максимально структурирована (Если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают нега­тивное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки, ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос).

Содержание мониторинга тесно связано с реализуемыми примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и выбранными парциальными программами.

Диагностическое обследование детей проводится в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май). Диагностика развития музыкальности детей дошкольного возраста проводится по методике О.А. Сафоновой «Экспресс-анализ и оценка детских видов деятельности. Музыкальное развитие». Этот диагностический материал в достаточной мере отвечает современным требованиям, так как позволяет рассматривать музыкальное развитие как многоуровневую систему собственно музыкальных общих и частных способностей, ответственных за формирование личностных качеств ребёнка.

Необходимо отметить, что о качестве музыкальных способностей нельзя судить только по одноразовым тестированиям.

 

Музыкальность детей определяется 7-ю показателями, входящими в ее структуру:

1. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Хочу такой сайт

2. Мелодический слух.

3. Тембровый слух.

4. Динамический слух.

5. Чувство ритма.

6. Музыкальное мышление и воображение.

7. Музыкальная память.

На основе полученных данных определяется общий уровень развития музыкальности ребёнка: низкий, средний, высокий.

Определение динамики развития музыкальности осуществляется в процессе непринуждённого вовлечения ребёнка в музыкально-игровую деятельность. Используются игровые приемы, наглядные предметные пособия, детские музыкальные инструменты.

Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностические карты.

 
Экспресс-анализ и оценка детской деятельности. Музыкальное развитие. Под редакцией О.А. Сафоновой. pdf.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».