Организация мониторинга и показатели развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

19.06.2025

Для оптимальной результативности педагогической деятельности по музыкальному развитию детей необходима система диагностического обследования, которая даёт возможность определить начальный уровень и перспективы музыкального развития каждого конкретного ребёнка.

Основным методом мониторинга является – аутентичная оценка. В её основе лежат следующие принципы:

- методика проведения диагностики строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности), а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.

- если тесты проводят специально обученные профессионалы (психологи, медицинские работники и др.), то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно пере­оценить.

- аутентичная оценка максимально структурирована (Если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают нега­тивное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки, ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос).

Содержание мониторинга тесно связано с реализуемыми примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и выбранными парциальными программами.

Диагностическое обследование детей проводится в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май). Диагностика развития музыкальности детей дошкольного возраста проводится по методике О.А. Сафоновой «Экспресс-анализ и оценка детских видов деятельности. Музыкальное развитие». Этот диагностический материал в достаточной мере отвечает современным требованиям, так как позволяет рассматривать музыкальное развитие как многоуровневую систему собственно музыкальных общих и частных способностей, ответственных за формирование личностных качеств ребёнка.

Необходимо отметить, что о качестве музыкальных способностей нельзя судить только по одноразовым тестированиям.

 

Музыкальность детей определяется 7-ю показателями, входящими в ее структуру:

1. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Хочу такой сайт

2. Мелодический слух.

3. Тембровый слух.

4. Динамический слух.

5. Чувство ритма.

6. Музыкальное мышление и воображение.

7. Музыкальная память.

На основе полученных данных определяется общий уровень развития музыкальности ребёнка: низкий, средний, высокий.

Определение динамики развития музыкальности осуществляется в процессе непринуждённого вовлечения ребёнка в музыкально-игровую деятельность. Используются игровые приемы, наглядные предметные пособия, детские музыкальные инструменты.

Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностические карты.

 
Диагностическая карта.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».