Профилактика ПАВ

27.05.2025

Профилактика употребления психоактивных веществ в детском саду: цель и задачи

Ситуация в современном российском обществе складывается таким образом, что к образовательному учреждению предъявляются все более высокие требования в решении жизненно важных проблем, и в первую очередь – сохранения физиче­ского и психического здоровья ребенка (В.А. Родионов). Поэтому вопрос о профилактике употребления психоактивных веществ находится в центре внимания.

Целью профилактической деятельности в нашем центре является интеграция усилий специалистов дошкольного образовательною учреждения в профилактике наркомании и формировании ценностей здорового образа жизни.

В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:

— обобщить теоретический и практический современный опыт по профилак­тике наркомании и психоактивных веществ в детско-взрослой среде дошколь­ного учреждения и формированию привычки здорового образа жизни;

— разработать систему мероприятий в условиях дефицита компетентности по вопросам профилактики наркомании и формированию навыков здорового об­раза жизни в детских и взрослых (родители, педагоги) группах:

— организовать деятельность волонтерской бригады для формирования анти­наркотических установок и ценностей здорового образа жизни в детско-взрослой среде дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность проведения работы по профилактике употребления психо­активных веществ обусловлена еще и тем обстоятельством, что повышен­ная восприимчивость, внушаемость старших дошкольников и младших школьников в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых в небла­гоприятных условиях могут составить основу формирования наркогенной установки.

Именно поэтому наш подход к решению проблемы злоупотребления психоак­тивными веществами предполагает приоритет профилактической работы, объек­том которой становятся дети старшего дошкольного возраста. Основным доку­ментом, определяющим общие положения профилактики наркоманий, является «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», разработанная и изданная Министерством образования Российской Федерации в 2000г. В основу профилактики положен принцип опережающею обучения. Нами проведён анализ отечественных и зарубежных программ по профилактике аддиктивного поведения младших школьников, а также валеологических и психокоррекционных программ для дошкольников. На этой основе мы создали комплекс мероприятий, направленных на предотвраще­ние или облегчение проблем, связанных с употреблением психоактивных ве­ществ, а также на формирование ценностей здорового образа жизни. А в конеч­ном итоге, формирование устойчивого мировоззрения у дошкольников.

Следует отметить, что приоритет отдаётся комплексной модели, рассматри­вающей злоупотребление психоактивных веществ как следствие нарушения в функционировании сложной многоуровневой системы «социум — личность -организм». Злоупотребление психоактивными веществами рассматривается нами как мультифакторный процесс, зависящий от влияния разнонаправлен­ных факторов риска в зависимости от уровня их проявления: биофизиологиче­ский, индивидуально — психологический, микросоциальный, макросоциальный: и факторов защиты: повышение общего качества образования, усиление связи дошкольников со школой; успешное участие в общественных мероприятиях; крепкие семейные узы, активная роль родителей в жизни детей; ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности; позитивные отношения со сверстниками; создание безнаркотических зон вокруг образовательного учреждения [3].

Цель и задачи профилактической работы со старшими дошкольниками кон­кретизируют и определяют содержание деятельности, включающее в себя:

1. Определение путей и способов профилактической деятельности специали­стов, занимающихся этой работой.

2. Развитие положительных качеств личности дошкольника (навыки безо­пасного поведения, умение распознавать эмоциональные состояния у себя и у других людей, навыки самоконтроля, умение считаться с другими, установле­ние и поддержание дружеских контактов со сверстниками, умение делать вы­бор, обеспечивающий собственную безопасность, сохранение и укрепление здоровья и пр.) при искоренении и устранение его отрицательных качеств (про­блемы самооценки, недостаток самоуважения, снижение мотивации достиже­ний, незрелость эмоционально — волевой сферы, подчиненность среде и др.).

3. Формирование негативного отношения, невосприимчивости и неприятия к фактам употребления наркотикотических веществ, своего рода поведенческого «иммунитета».Хочу такой сайтХочу такой сайт

Перемены, постоянно происходящие в обществе требуют непрерывного об­новления и усовершенствования профилактических подходов, а эффективность мер профилактического характера зависит от грамотно спланированного, сис­тематически проводимого психолого-педагогического процесса, в котором уча­ствуют педагоги, психологи, специалисты учреждения.

Деятельность специалистов центра заключается в создании в образователь­ной среде нашего учреждения ситуации, способствующей формированию стра­тегии ведения здорового образа жизни у детей и взрослых, основными звеньями которой являются (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук):Хочу такой сайт

1. Повышение специальных знаний педагогов по профилактике наркомании: на конференциях, семинарах, консультациях, лекциях, тематических встречах и пр.

2. Знакомство родителей с методикой работы по антинаркотическому про­свещению: на групповых и индивидуальных консультациях, клубах, родитель­ских собраниях и пр.

3. Формирование у детей адекватной самооценки; навыков общения и соци­альной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям. Для повыше­ния эффективности мер по профилактике наркомании большое значение так­же имеет изучение социально — педагогических и психологических причин возникновения наркомании (В.А. Родионов).

Эти причины мы условно раздели на две большие группы:

1. Объективного характера — это все, что связано с социальной средой, которая окружает ребенка: экономическое и социальное неблагополучие се­мей; отсутствие комплексной системы профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни; отрицательное воздействие некоторых средств массо­вой информации и др.

2. Субъективного характера — это все, что соотносится с личностью само­го ребенка, процессом его развития и социального становления: склонность к асоциальному поведению; гиперактивность; заниженная самооценка и др.

В зависимости от выбора основных объектов профилактического воздейст­вия мы выделили следующие блоки работы:

— работа с детьми (волонтерское движение);

— работа с педагогами (создание антинаркотической среды в дошкольном уч­реждении);

— работа с семьей.

Каждый блок включает в себя четыре направления: медико-санитарное и правовое просвещение; воспитательно-разъяснительное; психолого-диагностическое и психокоррекция; организационно-методическое.

Листовка "Сообщи, где торгуют смертью".pdf (скачать) (посмотреть)
Буклет "Профилактика употребления психоактивных веществ".pdf (скачать) (посмотреть)
Профилактика употребления психоактивных веществ среди детей и подростков.pdf (скачать) (посмотреть)
Круглый стол для родителей " Жизнь без вредных привычек".pdf (скачать) (посмотреть)
Программма профилактики.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».