30.05.2022
Уважаемые Родители!
Поздравляем вас с окончанием учебного года!
За этот год ваши дети подросли, окрепли, многое узнали, научились дружить,достигли огромных результатов в образовательном и речевом направлении.
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год.
Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. Если ребенок лето проводит с родителями, можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.
Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков и объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.
Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка.Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Поэтому прислушайтесь к моим рекомендациям:
1. Делайте артикуляционную гимнастику (ежедневно: упражнения «Заборчик», «Лопаточку», «Иголочку», «Лягушки», «Слоники», «Домики», «Бегемот», «Грибок», «Гармошка», «Маляр», «Змейка», «Качели», «Чашечка», «Часики», «Трубочка», «Дятел», «Лошадка»).
2. Следите за произношением детей. Добивайтесь правильного произношения поставленных звуков, иначе они могут «потеряться», и необходимо будет начинать работу заново. Исправляйте ошибки в произношении слов, особенно слов сложной слоговой структуры (например, « блатека » – библиотека, «ласипед » – велосипед).Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно, чётко.
3. Тренируйте силу и длительность выдоха. Можно:обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом; пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь); надувать воздушные шарики, круги, мячи; играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках; дуть на детские флюгера.
4. Развивайте мелкую и общую моторику:
· Учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки, играть с пальчиками;
· Собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины, крупы и т.д.
· Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы;
· Играйте с глиной, мокрым песком;
· Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель);
· Учите детей кататься на самокате, велосипеде, роликах;
· Рисуйте на асфальте цветными мелками;
· Собирайте мозаики, конструкторы, пазлы;
· Раскрашивайте раскраски цветными карандашами, пишите простым карандашом;
· Складывайте простое оригами, делайте аппликации;
· Вышивайте (крупным крестиком);
· Завинчивайте гайки (игрушечные и настоящие);
· Плетите из бисера, бусин, резиночек;
· Лепите из пластилина, пластика, теста.
5. Продолжайте вместе с детьми читатьхудожественные произведения, сказки, детские журналы; пересказывайтекороткие сказки, рассказы, истории; сочиняйте свои сказки, рассказы, небылицы, опираясь на личный опыт ребенка; отгадывайте загадки, учите стихи; в вечернее время беседуйте с ребенком об увиденном и прожитом за день.
6. Обогащайте словарный запас детей новыми словами. Этому способствуют: летние путешествия, новые впечатления от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу, экскурсии в музеи, выходы в театр, в цирк, дельфинарий, зоопарк.
7. Закрепляйте материалы лексических тем. 2-3 раза в неделю или чаще беседуйте с ребенком о диких и домашних животных, цветах, человеке, насекомых, профессиях, мебели, посуде, овощах, фруктах, грибах, ягодах. По каждой теме покажите ему по возможности реальный предмет, интересное видео, попробуйте вместе понять, какие у группы общие признаки, из каких деталей состоит.
8. Играйте с ребёнком в речевые игры: • Скажи наоборот (большой – маленький) • Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб) • Действие (что делает?), признаки (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин или окружающего: Птицы и животные (дикие и домашние), их детеныши (мама ЛОШАДЬ, папа КОНЬ, детеныш ЖЕРЕБЕНОК) • Один – много (шар – шары, дом – дома) • Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик) • Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный) • Играем, развивая фонематические процессы: • Повтори за мной слоговые дорожки: па – ба – па, та – да - та и т. д.
9. Следите за грамматикой. Исправляйте ошибки: в употреблении предлогов: В, ИЗ, НА, ПОД, К. (Например, «Шишка упала из ветки» – Шишка упала с ветки.); в согласовании слов (например, «Я видел на ветке две птички» – Я видел на ветке двух птичек.); неправильный порядок слов в предложении (например, «Дети играют в игры интересные». – Дети играют в интересные игры.)
10. Организуйте правильное питание и витаминную терапию, богатую витаминами группы А, В, С, кальцием, магнием и калием, это кирпичики, из которых строятся нейроны.
11. Обязательно посетите врача-невролога, ортодонта, отоляринголога и других специалистов, рекомендованных ТМ ПМПК «Радуга» (см. протокол обследования и приложения к нему).
Лучше исключить:
· Просмотр боевиков, «ужастиков», «западных» мультфильмов с насилием и жестокостью.
· Покупку игрушек, раскрасок, картинок с изображением агрессивных героев и монстров.
Такие фильмы, как правило, не несут в себе никакого обучающего и воспитательного момента. Зато провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения. Дети могут переносить увиденное в свои игры. Вряд ли это сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей. Кроме того, у предрасположенных к этому ребят, такие фильмы могут спровоцировать заикание или энурез.
Выполнение всех этих рекомендаций – большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, залог здоровья и будущего успешного обучения, как в детском саду, так и в школе!
Придерживайтесь рекомендаций и проводите максимально больше времени со своим ребенком, ведь он так этого ждет!
Приятного Вам отдыха, до встречи в новом учебном году!