1 Содержание I РАЗДЕЛ. ЦЕЛЕВОЙ 1.1.Пояснительная записка 3 1.1.1 Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей Программы 4 1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной общеразвивающей Программы 1.1.3 Планируемые результаты 5 7 II РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1 Этапы обучения 2.2 Организация и содержание общеразвивающей Программы 8 деятельности по реализации дополнительной 8 2.3 Рабочая программа 1года обучения 9 2.4 Рабочая программа 2 года обучения 13 III РАЗДЕЛ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровые условия 17 3.2.Материально-техническое обеспечение 18 3.3 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 18 3.4. Календарный учебный график 19 3.5 Учебный план 19 3.6 Расписание НОД 19 3.6 Оценочные материалы 20 2 1.1. Пояснительная записка Один из приоритетов государственной политики в области образования ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…» (В. А. Сухомлинский). Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» относится к базовому уровню и имеет физкультурно-спортивную направленность. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам. Новизна работы заключается в том, что предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Шахматы» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте. Актуальность программы «Шахматы» очевидна, так как шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических 3 процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Педагогическая целесообразность программы в том, что шахматная игра это универсальный инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который откроет уникальные возможности когнитивного развития у детей, так как именно ранний возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций, как память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект. Игра в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Стержневым моментом занятий по шахматам, становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится перечень различных заданий и шахматных дидактических игр. Отличительные особенности программы Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, раскрывает методические основы обучения детей дошкольного возраста шахматной игре. Учебные пособия Прудниковой Е.А., Волковой Е.И. «Шахматы в детском саду» изд. Просвещение (2018 г.), созданы Шахматной федерацией Москвы совместно с Фондом «Шахматы в детском саду» и одобрены Международной шахматной федерацией (ФИДЕ). 1.1.1 Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей Программы Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития дошкольников, через обучение игре в шахматы, привитие интереса к игре. Задачи: Обучающие: 4 · ознакомить с историей шахмат; · обучить правилам игры; · дать теоретические знания по шахматной игре. Развивающие: · развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие познавательные психические процессы; · сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику; формировать навыки запоминания; · вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире. Воспитательные: · бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств; · прививать навыки самодисциплины; · способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной общеразвивающей Программы Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны; Принцип доступности, программного материала. последовательности и системности изложения Основные методы обучения: Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Ведь дошкольник обучается по нашей программе лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. А это значит, что занятия должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям-дошколятам потребностях и интересах, на использовании “дошкольных” видов деятельности. Именно действие 5 – способ познания ребенком окружающего мира. И если мы хотим, чтобы ребенок что-то всерьез усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого ребенка. И, что также важно для наших целей, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется: 1. При знакомстве с шахматными фигурами. 2. При изучении шахматной доски. 3. При обучении правилам игры; 4. При реализации материального перевеса. Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры. При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.). Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач. Основные формы и средства обучения: 1. Теоретические занятия. 2. Практическая игра. 3. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. 6 4. Дидактические игры и задания, игровые упражнения. 5. Сказки о шахматах. 6. Самостоятельная исследовательская деятельность в процессе игры. 1.1.3. Планируемые результаты К концу первого учебного года учащиеся должны: – уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; – знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры; – иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра; – ориентироваться на шахматной доске; – играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; – правильно располагать шахматную доску между партнёрами; – правильно расставлять фигуры перед игрой; – различать горизонталь, вертикаль, диагональ; – рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход; – знать, что такое ничья, пат и вечный шах; – знать «цену» каждой шахматной фигуры; – усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём; – владеть способом взятия на проходе; – уметь играть целую шахматную партию. К концу второго учебного года учащиеся должны: – уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы; – защищать свои фигуры от нападения и угроз; – решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи; – ставить мат одинокому королю ладьёй и королём; 7 – разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте; – реализовывать большое материальное преимущество. II РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Этапы обучения Знакомство с шахматной доской. Знакомство с фигурами и пешками. 3. Обучение правилам шахматной игры. Решение шахматных задач и этюдов. 5. Игра в шахматы. 2.2 Организация и содержание деятельности по реализации дополнительной общеразвивающей Программы Содержание учебного курса направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В центре образовательного процесса стоит личность ребёнка, для которой одинаково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, так и способность, и готовность успешно решать жизненные задачи, плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда. В этой связи содержание программы «Шахматы» имеет следующие ценностные ориентиры: – формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём разнообразии культур, национальностей; – обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к людям; – развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; – воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра, признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельное решение с учётом позиции всех участников процесса) и их труду; – развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося, самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности, желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию; – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, 8 способности критично относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; – воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей. Учебный материал данной программы позволяет сформировать у детей позитивное отношение к познавательной деятельности. Основу содержания курса составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, соревновательную деятельность, шахматные олимпиады. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. В тематическом планировании программы на каждый год обучения, отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования системы шахматных занятий в раннем возрасте доказана положительным влиянием на общий образовательный процесс обучения в целом. Программа «Шахматы» разработана для детей 5 – 7 лет. Продолжительность обучения – 2 года. Наполняемость группы: 8-10 человек. Программа каждого года обучения предусматривает 67 шахматных занятий (2 занятия в неделю). Учебный курс первого года обучения включает в себя 5 разделов (40 тем.). Курс второго года обучения включает в себя 6 разделов (27 тем). 2.3 Рабочая программа первого года обучения Теоретические основы и правила шахматной игры: 1. Шахматная доска (4 ч.) Введение. Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат. Шахматная доска. Базовые понятия шахматной игры. Основные термины и понятия в шахматной игре: белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания: “Горизонталь” - Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками. 9 “Вертикаль” - То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. “Диагональ” - То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. 2. Шахматные фигуры (2 ч.) Белые, черные шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король). Начальное положение. Дидактические игры и задания: “Волшебный мешочек” - В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. “Угадайка” - Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. “Секретная фигура” - Все фигуры стоят на столе тренера в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме “секретной”, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”. “Угадай” - педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. “Что общего?” - Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) “Большая и маленькая” - На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания: “Мешочек” - Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. “Да и нет” - Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. “Мяч” - Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: “Ладья стоит в углу”, и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение, верно, то мяч следует поймать. 3. Ходы и взятие фигур (13 ч.) Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. 10 Дидактические игры и задания: “Игра на уничтожение” – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитическая функция мышления и др. Тренер играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. “Один в поле воин” - Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). “Лабиринт” - Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их. “Перехитри часовых” - Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. “Сними часовых” - Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. “Кратчайший путь” - За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. “Захват контрольного поля” - Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. “Защита контрольного поля” - Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. “Атака неприятельской фигуры” - Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. “Двойной удар” - Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. “Взятие” - Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. “Защита” - Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. “Выиграй фигуру” - Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления. 4. Цель шахматной партии (21 ч.) 11 Нападение, защита, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на короля, основы ладейных эндшпилей. Дидактические игры и задания: “Шах или не шах” - Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. “Дай шах” - Требуется объявить шах неприятельскому королю. “Пять шахов” - Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. “Защита от шаха” - Белый король должен защититься от шаха. Мат или не мат” - Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. “Первый шах” - Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. “Рокировка” - Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. 5. Игра всеми фигурами из начального положения (27 ч.) Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Научить анализировать игру. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Повторение программного материала. Шахматные часы. Знакомство детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Дидактические игры и задания. “Два хода” - Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. Практико-соревновательная деятельность: Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, шахматные олимпиады, шахматные соревнования и правила их проведения. Тематическое планирование программного материала «Шахматы» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. (первый год обучения) Разделы, темы Теоретические основы и правила шахматной игры Раздел 1. Шахматная доска Введение. Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат. Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Шахматная нотация. Раздел 2. Шахматные фигуры Шахматные фигуры. Начальная позиция. уч. часы 4 1 1 1 1 2 1 1 12 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. Раздел 3. Ходы и взятие фигур Шахматная фигура ЛАДЬЯ. Шахматная фигура СЛОН. ЛАДЬЯ против СЛОНА. Шахматная фигура ФЕРЗЬ. ФЕРЗЬ против ЛАДЬИ И СЛОНА. Шахматная фигура КОНЬ. КОНЬ против ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. Шахматная фигура ПЕШКА. ПЕШКА против ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА. Превращение ПЕШКИ. Шахматная фигура КОРОЛЬ. КОРОЛЬ против ДРУГИХ ФИГУР Раздел 4. Цель шахматной игры Ценность фигур. Нападение. Взятие. Взятие на проходе. Шах. Открытый шах. Двойной шах. Защита от шаха. Мат. Мат в один ход (простые примеры). Пат - ничья. Рокировка и ее правила. Мат двумя ладьями одинокому королю. Мат ферзем и ладьей одинокому королю. Мат ферзем и королем одинокому королю. Материальное преимущество. Раздел 5. Игра всеми фигурами из начального положения Основные принципы игры в начале партии. Нарушение основных принципов игры в начале партии. Партии-миниатюры. Запись шахматной партии. Шахматный этикет. Шахматные часы. Практико-соревновательная деятельность Шахматная партия. Шахматные соревнования. Шахматные олимпиады (I - полугодие, II - полугодие) 13 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 21 1 2 1 1 2 2 2 2 1 2 2 2 1 26 2 1 3 3 1 1 ИТОГО: 6 4 2 64 2.4 Рабочая программа второго года обучения Теоретические основы и правила шахматной игры: 6. Краткая история шахмат . (2 ч.) Введение. История возникновения шахмат. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. 7. Шахматная нотация (3 ч.) 13 Обозначение шахматных фигур и терминов. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью фрагмента шахматной партии). Дидактические задания: “Назови вертикаль” - Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например - “Вертикаль “е”), Так дети называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” и т. п. “Назови горизонталь” - Это задание подобно предыдущему. “Назови диагональ” - Здесь определяется диагональ, например - “Диагональ е1 – а5”. “Какого цвета поле” - Педагог называет какое-либо поле и просит определить его цвет. “Кто быстрее” - К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. “Вижу цель” - Педагог задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля на какое поле пошла. 8. Ценность шахматных фигур (6 ч.). Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры. Защита: перекрытие, контрнападение. Тактический приём «двойной удар». Тактический приём «связка». Тактический приём «сквозной удар». Дидактические игры и задания: “Кто сильнее” - Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?” “Обе армии равны” - Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. “Выигрыш материала” - Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. “Защита” - В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство. 9. Техника матования одинокого короля (15 ч.). 14 Открытый и двойной шах (сложные примеры). Мат на последней горизонтали. Закрепление матования одинокого короля: Две ладьи против короля; Ферзь и ладья против короля; Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Игровая практика. Мат в один-два хода. Решение задач. Дидактические, игры и задания. “Шах или мат” - Шах или мат черному королю? “Мат или пат” - Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. “Мат в один ход” - Требуется объявить мат в один ход черному королю. “На крайнюю линию” - Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей. “В угол” - Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле. “Ограниченный король” - Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода. 10.Шахматная партия (9 ч.). Учебные положения в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Дидактические игры и задания: “Защитись от мата” - Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход. 11.Шахматная комбинация (32 ч.). Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.). Дидактические игры и задания “Объяви мат в два хода” - Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. “Сделай ничью” - Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала” - Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса. Практико-соревновательная деятельность: Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, соревнования, шахматные олимпиады. Также сеансы одновременной игры, консультационные партии. 15 Тематическое планирование программного материала «Шахматы » (второй год обучения) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Разделы, темы Теоретические основы и правила шахматной игры Раздел 1. Краткая история шахмат Из истории шахмат. История возникновения шахмат. Чемпионы мира по шахматам. Раздел 2. Шахматная нотация Обозначение шахматных фигур. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей. Шахматная нотация (повторение). Запись шахматной партии. Запись начального положения. Раздел 3. Ценность шахматных фигур Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Тактический приём «двойной удар». Тактический приём «связка». Тактический приём «сквозной удар». Раздел 4. Техника матования одинокого короля Шах. Способы защиты: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита короля. Открытый шах. Двойной шах. (сложные примеры) Мат на последней горизонтали. Мат двумя ладьями одинокому королю (повторение). Игровая практика. Мат ферзем и ладьей одинокому королю (повторение). Игровая практика. Мат ферзем и королем одинокому королю (повторение). Игровая практика. Король и ладья против короля. Игровая практика. Мат в один-два хода. Решение задач. Раздел 5. Шахматная партия Основы эндшпиля. Реализация большого материального преимущества. Цугцванг. Основы миттельшпиля. Игровая практика. Дебют. Основные принципы игры в начале партии. Дебютные ловушки. Атака на короля. Нарушение основных принципов игры в начале партии. Раздел 6. Шахматная комбинация Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема “рентгена”. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. Практико-соревновательная деятельность Олимпиада по шахматам (I – полугодие, II – полугодие) Игровая практика. Шахматные соревнования (I – полугодие, II – полугодие) ИТОГО: уч. часы 2 1 1 3 1 1 1 6 1 2 3 15 2 2 1 2 2 2 2 2 9 3 2 3 1 32 2 2 2 2 2 8 11 64 16 III РАЗДЕЛ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровые условия Педагог осуществляет дополнительное образование воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав воспитанников и принимает меры по сохранению контингента обучающихся воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Обеспечивает и анализирует достижения воспитанников. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. Педагог должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов, содержание программы занятий кружка ; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила 17 внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы. 3.2.Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение Программы соответствует: санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; правилам пожарной безопасности. Оборудование Шкаф для методических пособий; стулья детские ; стулья офисные; столы ; демонстрационная магнитная шахматная доска; шахматы; часы мультимедийная установка. 3.3 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Основная: 1. Е.А. Волкова, Е.И. Прудникова: Шахматы в детском саду. 1-ый год обучения. Методическое пособие. Издательство: Просвещение, 2018 г. Серия: Шахматы в детском саду. 2. Е.А. Волкова, Е.И. Прудникова: Шахматы в детском саду. 2-ый год обучения. Методическое пособие. Издательство: Просвещение, 2018 г. Серия: Шахматы в детском саду. 3. Е.А. Волкова, Е.И. Прудникова: Шахматы в детском саду. 3-ый год обучения. Методическое пособие. Издательство: Просвещение, 2018 г. Серия: Шахматы в детском саду. 4. Е.А. Волкова, Е.И. Прудникова, Уманская Э. Э.: Шахматы в детском саду. 1-ый год обучения. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Издательство: Просвещение, 2018 г. Серия: Шахматы в детском саду. 5. Е.А. Волкова, Е.И. Прудникова, Уманская Э. Э.: Шахматы в детском саду. 2-ый год обучения. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Издательство: Просвещение, 2018 г. Серия: Шахматы в детском саду. 6. Е.А. Волкова, Е.И. Прудникова: Шахматы с енотом. Рабочая тетрадь № 1. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2017 г. Серия: Для детей. Шахматы. 7. Е.А. Волкова, Е.И. Прудникова, Уманская Э. Э.: Шахматы в детском саду. 1ый год обучения. Рабочая тетрадь. Издательство: Просвещение, 2018 г. Серия: Шахматы в детском саду. 18 Е.А. Волкова, Е.И. Прудникова, Уманская Э. Э.: Шахматы в детском саду. 2ый год обучения. Рабочая тетрадь. Издательство: Просвещение, 2018 г. Серия: Шахматы в детском саду. 9. И. Сухин: 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. М.: Астель, АСТ, 2001г. 10. Н. Шепилова: Шахматное королевство. Издательство: Росмэн, 1996 г. Дополнительная: 1. В.Г. Гришин: Малыши играют в шахматы. Издательство: Просвещение, 1991 г. 2. А.Е.Карпов: Учитесь шахматам. Издательство: Эгмонт, 1997г. 3. А.К. Костенюк, Н. П. Костенюк: Как научить шахматам. Издательство: Русский шахматный дом, 2009 г. 4. В. Костров: Шахматы для дошкольников в играх и историях. - СПб.: Питер, 2018 г. 3.4. Календарный учебный график 8. Содержание Старшая группа 5-6 лет 2 Подготовительная группа 6-7 лет 2 01 октября 2021 года 31 мая 2022 года 36 недель 36 недель 2 дня 2 дня 25 минут 30 минут 4 ноября, 1-9 января, 23 февраля, 8 марта, 1, 9 мая, Количество возрастных групп Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года Продолжительность учебной недели Время проведения НОД Праздничные дни 3.5 Учебный план Занятия проводятся во второй половине дня, их длительность и количество соответствует требованиями СанПиН: Возраст Длительность одного занятия (академический час) Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в год 6-й год жизни 25 мин 2 8 64 7-й год жизни 30 мин 2 8 64 3.6 Расписание НОД Дни недели Наименование группы Время 19 Понедельник Вторник Четверг Пятница Подготовительная группа № 5 15.20-15.50 Старшая группа № 4 16.00-16.25 Подготовительная группа № 9 15.20-15.50 Старшая группа № 8 16.00-16.25 Подготовительная группа № 9 15.20 -15.50 Старшая группа № 8 16.00 -16.25 Подготовительная группа № 5 15.20-15.50 Старшая группа № 4 16.00- 16.25 В соответствии с СанПиНом (СП 2.4.3648-20) от 28.09.2020 № 28 занятия проводятся во второй половине дня. 3.6 Оценочные материалы Диагностические задания по оценке уровня освоения детьми 5-6 лет шахматной игры Задание № 1 (Знания. История шахматной игры). Инструкция: Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь? Критерии оценки: Высокий - рассказывает об истории шахмат, высказывает свое эмоциональное отношение к игре. Называет 2-3 чемпиона мира по шахматам. Низкий - отвечает односложно, дополняет рассказ педагога. Называет 1 чемпиона мира по шахматам. Задание № 2. (Знания. Правильное расположение шахматной доски). Инструкция: Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску для кукол. Критерии оценки: Высокий - правильно выполняет задание. Низкий выполняет задание неправильно. Задание № 3. (Знания. Название шахматных фигур). Инструкция: Давай поиграем в игру «Школа». Это твои ученики, как их зовут? Критерии оценки: Высокий - правильно выполняет задание. Средний выполняет задание, допуская 1-2 ошибки. Низкий - выполняет задание неправильно. 20 Задание № 4. (Расположение шахматных фигур и пешек на шахматной доске). Инструкция: Посади своих учеников каждого на свое место. Критерии оценки: Высокий - правильно выполняет задание. Средний выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-2 ошибки. Низкий - выполняет задание неправильно. Задание № 5. (Знания. Действия с шахматными фигурами и пешкой). Инструкция 1: Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем). Инструкция 2: Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем). Критерии оценки: Высокий - правильно выполняет задание Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-3 ошибки. Низкий - выполняет задание неправильно. Диагностические задания по оценке уровня освоения детьми 6-7 лет шахматной игры Задание № 1. (Знания. История шахматной игры). Инструкция: Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь? Критерии оценки: Высокий - знает историю возникновения шахмат, высказывает свое эмоциональное отношение к игре. Называет 7-8 чемпионов мира по шахматам. Средний - рассказывает об истории шахмат с дополнительными вопросами педагога. Называет 4-5 чемпионов мира по шахматам. Низкий - отвечает односложно, дополняет рассказ педагога. Называет 1-2 чемпионов мира по шахматам. Задание № 2. (Знания. Действия с шахматными фигурами и пешкой). Инструкция 1: Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем). Инструкция 2: Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем). Критерии оценки: Высокий - правильно выполняет задание Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-3 ошибки. Низкий - выполняет задание неправильно. Задание № 3. (Знания. Где «шах» королю?). Инструкция: Скажи, что такое «шах». Найди схему, где в шахматной партии королю объявлен «шах». Критерии оценки: 21 Высокий - выполняет задание правильно. Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого, допускает 12 ошибки. Низкий - выполняет задание неправильно. Задание № 4. (Знания. Мат на шахматной доске). Инструкция:1Скажи, что такое «мат» в шахматах. Найди схему, где в шахматной партии королю объявлен «мат». Критерии оценки: Высокий - выполняет задание правильно. Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-2 ошибки. Низкий - выполняет задание не правильно. Задание № 5. (Умения. Разыгрывание шахматных положений). Инструкция 1: Определи на шахматной доске - куда должен встать белый слон, чтобы перекрыть ход черной пешке? Инструкция 2: Определи на шахматной доске - куда сходить белому королю? Инструкция 3: Определи на шахматной доске - куда сходить белому ферзю, чтобы напасть на ладью? Инструкция 4: Определи на шахматной доске - куда сходить белой ладье, чтобы сделать тупик коню? Инструкция 5: Определи на шахматной доске - как черному слону напасть на белую ладью? (схема расстановки шахматных фигур). Критерии оценки: Высокий - ребенок правильно выполняет все задания. Средний - ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого, допускает 1-2 ошибки. Низкий - ребенок выполняет задания не правильно. Задание № 6. (Умения. Ставим шах). Инструкция: Поставь на шахматной доске черному королю «шах» ладьей (слоном, конем, ферзем, пешкой). (схема расстановки шахматных фигур). Критерии оценки: Высокий - правильно выполняет задание. Средний правильно выполняет задание с небольшой помощью взрослого, допускает 1-2 ошибки. Низкий - выполняет задание неправильно. Задание № 7. (Умения. Ставим мат). Инструкция: Поставь на шахматной доске «мат» черному королю (схема расстановки шахматных фигур) Критерии оценки: Высокий - правильно выполняет задание. Средний - правильно выполняет задание с небольшой помощью взрослого, или допускает 1-2 ошибки. Низкий - выполняет задание неправильно. 22 Уровни освоения программы: Высокий уровень - ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. Делает правильные ходы, направленные на то, чтобы напасть на фигуру противника, ограничить ее подвижность, вывести из – под удара. Средний уровень - ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. В игре допускает ошибки, некоторые фигуры остаются незадействованными. Низкий уровень - ребенок не может вести игру. 23