Содержание I РАЗДЕЛ. ЦЕЛЕВОЙ 3 1.1.Пояснительная записка 3 1.1.1 Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей Программы 4 1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной общеразвивающей Программы 1.1.3 Планируемые результаты 5 II РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 6 2.1 Содержание изучаемого курса 6 2.2. Перспективно-тематическое планирование 8 III РАЗДЕЛ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 16 3.1 Кадровые условия 16 3.2.Материально-техническое обеспечение 17 3.3 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 17 3.4. Календарный учебный график 18 3.5 Учебный план 18 3.6 Расписание НОД 19 3.6 Оценочные материалы 19 6 2 1. 1.1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа «Речевичок» (далее Программа) разработана в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня, локальным актами МБДОУ, регулирующими его деятельность с учетом следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации с изменениями 2020 года. 2. Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». 3. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». 6. Приказ о введении в действие Положения по платным услугам в МБДОУ № 407. 7. Приказ об организации платных образовательных услуг в МБДОУ №407; 8. Устав МБДОУ детский сад № 407. Актуальность Программа способствует развитию умственных способностей, формированию правильного звукопроизношения и фонематического слуха, умения сравнивать, анализировать, делать обобщения, а также способствует развитию личности ребенка, формирует его готовность к систематическому обучению в школе, умению включаться в совместную игровую деятельность, учитывая возраст, особенности и возможности дошкольников. Направленность. Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, так как она формирует у ребенка готовность к дальнейшему развитию социальному, личностному, познавательному (когнитивному), появлению у него осмысленных и систематизированных знаний о мире. Новизна программы Новизна Программы заключается в сочетание логопедических занятий с использованием здоровье сберегающих технологий, что оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и 3 оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. Педагогическая целесообразность Программы состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих, полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, формирование словарного запаса. Отличительными особенностями данной Программы являются комплексное сочетание средств логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой деятельности ребенка являются речь, музыка и движение. Программа содержит разнообразный дидактический материал по развитию речи, внимания, сообразительности, включающих физкультминутки для снятия напряжения и переключения внимания детей. Через увлекательные игры и упражнения дети познакомятся с многообразием слов и звуков окружающего мира, научатся произносить звуки.. Виды деятельности: занятия, игры-драматизации, логоритмические упражнения, упражнения на релаксацию, творческая деятельность. Формы организации образовательного процесса - групповая Количество детей в группе 8-10 человек в возрасте от 3 до 4 лет. Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы - от 3 до 4 лет. Характеристика речи детей 3-4 лет Словарь: активный словарный запас ребенка составляет 1900 слов, состоящий в основном из существительных и глаголов. Постепенно появляются прилагательные и наречия и др.; начинает формироваться понятие об обобщающих словах. Грамматический строй: дети овладевают грамматическими формами: множественного числа, В.п. и Р.п. существительного, изменяют основу глагола; дошкольникам доступна простая форма диалога. Дети способны к пересказу хорошо знакомых сказок «Курочка-ряба», «Колобок». Звукопроизношение: звуки произносятся смягченно «зюк» - жук, «сярик» - шарик. Свистящие произносятся недостаточно четко, часто совсем не произносятся «абака» - собака, заменяются С - Ф «фолнце» - солнце, «З-В» (ваяц - заяц), «С-Т» («тобака - собака») «Ц-Т» («тветок - цветок). Шипящие произносятся недостаточно четко, заменяются свистящими: «Ш-С-Ф» («сапка», «Фапка» - шапка), «Ж-З-В» («зук», «вук» - жук). Звуки Л и Р пропускаются или заменяются на другие («лямпа», «ямпа» - лампа). Имеются особенности в словопроизношении: сокращение «тул» - стул, перестановки «шапля» - шляпа, добавление звуков «реблята» - ребята, уподобление одного звука другим «бабака» - собака. К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим 1.2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей Программы 4 Цель: Развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и мелкой моторики рук, а также создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников. Задачи: 1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции. 2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата 3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков). 4. Развивать движения кистей и пальцев рук. 5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания; 6. Развивать фонематические представления и навыки. 7. Развивать связную речь (диалогической и монологической форм). 8. Воспитание звуковой и лексической культуры речи. 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной задачи — развитие связной речи. Программа основывается на принципах: принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь; - принцип взаимосвязи - обогащение и активизация словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений; - принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности); - принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей; - принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности; Большинство занятий построено по тематическому принципу, упражнения и высказывания детей начинают, продолжают, и развивать одну тему. Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент. 5 Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения. 1.4. Планируемые результаты освоения Программы -Рассматривать сюжетные картинки. -Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения. -Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами. -Пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. -Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него. Прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого. Формы подведения итогов- диагностика проделанной работы. II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Содержание изучаемого курса. Содержание речевого и двигательного материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. В сюжете занятий используются рассказы, стихи и сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме. Реализация Программы проходит по двум направлениям: 1. Развитие неречевых процессов. 2. Коррекция речевых нарушений. Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей, объединены педагогические технологии как традиционные, так и инновационные. К традиционным технологиям относятся: Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. Артикуляционные упражнения основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения - необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата - основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Используются упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, выработка продолжительного речевого выдоха, тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем. 6 Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса - силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат, развивают певческие навыки дошкольников. Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание. Речевые игры могут быть представлены в различных видах: игры со звуком, игры со звучащими жестами, театральные этюды, игры диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. Пальчиковые игры и сказки. Развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки проводятся чаще под музыку - тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры. Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями. Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу. Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и ► движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений.. Инновационные технологии: 1. Технология «Игровой массаж» Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. 2. «Гимнастика мозга» представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. 3. Монтессори-технология работы в круге. Ритуалы приветствия и прощания. 4. Технология речедвигательной ритмики и фонетической ритмики (произношение гласных звуков). 5. Использование технических средств. 7 6. Использование элементов самомассажа - (Су-джок). 7. Использование гимнастики для глаз (профилактика утомляемости). . Месяц /неделя 1 Октябрь 2 2.2. Перспективно-тематическое планирование Тема/Цель: Методы и приёмы: Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата». Цель: Формировать элементарное представление детей об органах артикуляции: рот, зубы, губы, язык и нёбо. Знакомство с основными движениями языка Тема: «Выработка длительного выдоха». Цель: Добиваться длительного, непрерывного выдоха 3 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (А)» Цель: «Добиваться умения спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд» 4 Тема: «Воспитание чёткого произношения звука (А) в словах». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (А) в словах 1. «Сказка о весёлом язычке» 2. Упражения на мелкую моторику «Кольцо», «Ушки», «Рожки», «Ножки шагают», «Очки». 3. Развитие дыхания: «Согрей ладошки». 4. Физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука», 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звук». 1. Артикуляционное упражнение для губ и языка с картинками («Улыбка», «Дудочка», «Заборчик») 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя семья» Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я, вот и вся наша семья. 3. Развитие дыхания игра: «Подуй на листик» 4. Физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука», 5. Развитие фонематического слуха: «Послушаем звуки вокруг нас». 1. Артикуляционное упражнение «Окошко». Игра «Кормление птенцов». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок, у гусыни есть гусёнок, у индюшки - индюшонок, а у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши, все красивы, хороши. 3. Развитие дыхания: «Малыш плачет». Вдох носом, на выдохе ртом пропеваем звук (А) 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (А) Физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука» 5. Развитие фонематического слуха: Упр. «Кто как кричит?» голоса домашних птиц 1. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье», «Оближем губки». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Вот стоит чудесный сад: сливы, яблоки и груши. Для нашего Ванюши». 3. Развитие дыхания: Игра «Успокой куклу» (А-А-А) 8 Тема: «Звукоподражание. Кто как кричит» Цель: Развивать речевой слух и речевую активность детей. 2 Тема:«Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (У)» Цель: Добиваться умения вытягивать губы вперёд трубочкой. 3 Тема:«Закрепление произношения звука (У). Цель:Добиваться длительного произнесения звука (У) 4 1.Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для Ноябрь 1 4. Автоматизация звука (А) в словах и предложениях. Физкультминутка: «Выросли деревья в поле». 5. Развитие фонематического слуха: «Громко-тихо» (Кукла плачет) 1. Артикуляционное упражнение «Лошадка» 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания: Упр. «Котенок» (вдох носом, на выдохе ртом пропеваем - мяу), упр. «Сдуй карандаш». 4. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: Упр. «Кто как кричит» (домашние животные). 1.Артикуляционные упражнения «Трубочка», «Хоботок». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания. Вдох носом, на выдохе губы трубочкой и дуем на лепесточки цветка. 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (У) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Высоко – низко». (У-у-у) -поёт медведь и (у-у-у) поёт птичка. 1. Артикуляционное упражнение «Поезд». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя семья» Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я, вот и вся наша семья. 3. Развитие дыхания. Упражнение «Ладошки греем», дуем на ладошки губы вытянуты. 4. Автоматизация звука (У) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звук» 1.Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Посуда». Посуду моет наш Антошка, моет вилку, чашку, ложку, вымыл блюдце и стакан и закрыл покрепче кран. 9 3. Развитие дыхания. Упражнение «Сдуй салфетку со стола». 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (И) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звуковой ряд». 1 Тема: «Закрепление произношения звука (И). Цель: Добиваться длительного произнесения звука (И) 2 Тема :«Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (О)». Цель: Формировать умение детей выдвигать губы вперёд, округляя их. 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка – трубочка – заборчик». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания: «Дует ветер» Сильный и слабый (на листочек). 4. Автоматизация звука (И) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Кто как кричит» (домашние животные) с усложнением (мама и детёныш). 1.Артикуляционное упражнение «Окошечко», «Бублик». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» 3. Развитие дыхания: «Сдуй снежинку с ладони». 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (О) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звуковой ряд». 3 Тема:«Закрепление произношения звука (О). Цель: Добиваться чёткого произношения звука (О) Декабрь правильного произношения звука (И)». 2. Цель: Воспитывать у детей умение растягивать губы в улыбке, показывая верхние и нижние передние зубы. 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка-трубочка», «Заборчик – окошечко». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика). Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Загони мяч в ворота». 4. Автоматизация звука (О) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: различение неречевых звуков. 10 4 1 2 3 Тема:«Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (М)». Цель:Научить детей спокойно смыкать губы и удерживать их в таком положении. 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка – трубочказаборчик», «Сомкнем губки» 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёлочка». Перед нами ёлочка, шишечки иголочки, шарики, фонарики, звёздочки и свечки зайки, человечки. 3. Развитие дыхания: «Сдуй снежинку с ладони». 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (М) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: Различение звучания музыкальных инструментов. Тема:«Закрепление 1. Артикуляционные упражнения «Качели», «Часики». произношения звука (М). 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Прогулка». Цель: Добиваться чёткого 1,2,3,4,5, выли мы во двор гулять, бабу снежную лепили произношения звука (М) птичек крошками кормили. С горки мы потом катались, а ещё в снегу валялись, все в снегу дамой пришли, съели суп и спать легли. 3. Развитие дыхания: «Фокус». 4. Автоматизация звука (М) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звуковой ряд» Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (П)». Цель: Научить детей без напряжения смыкать губы и удерживать их в таком положении. Тема:«Закрепление произношения звука (П). Цель: Учить детей чётко произносить слова со звуком (П). 1.Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Качели», «Часики». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Сдуй снежок через трубочку». 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (П) Физкультминутка «Снеговик». 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори слог». 1. Артикуляционные упражнения «Шарик», «Вкусное варенье». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Задуем свечи на торте». 4. Автоматизация звука (П) в словах и предложениях. Физкультминутка «На горке». 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори слог». 11 Тема:«Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (Б)». Цель: Учить детей спокойно смыкать губы и удерживать их в таком положении. 2 Тема:«Закрепление произношения звука (Б). Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (Б) в словах. 3 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (Ф)». Цель:Учить детей показывать верхние зубы, приподнимая верхнюю губу. Февраль 1 1.Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Блинчик», «Месим тесто». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Дракончик» 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (Б) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори слоги». 1. Артикуляционные упражнения «Шарик», «Вкусное варенье». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел». 3. Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе сочетания из двух звуков (Би). 4. Автоматизация звука (Б) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Узнай по голосу». «Мы немного порезвились, по местам все разместились. Ты загадку отгадай: Кто позвал тебя, узнай». 1.Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Блинчик», «Месим тесто». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел». 3. Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе слога ФА. 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (Ф) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (А)» 12 4 1 Март 2 3 Тема:«Закрепление произношения звука (Ф)». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (Ф) в словах , названиях игрушек. 1. Артикуляционные упражнения «Шарик», «Вкусное варенье», «Накажем непослушный язычок». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ходит бродит вдоль дорожек добрый и колючий ёжик». 3. Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе слогов (фа-фо - фу-фы). 4. Автоматизация звука (Ф) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори слоги». Тема: «Подготовка 1.Артикуляционные упражнения «Улыбка», движений органов «Трубочка», «Заборчик», «Почистим зубки», «Киска артикуляционного аппарата сердится» для формирования 2. Массаж ладошек шестигранным карандашом. правильного произношения «Ходит бродит вдоль дорожек добрый и колючий звука (В)». ёжик». Цель:Учить детей 3. Развитие дыхания: «Задуем свечу» приподнимать верхнюю 4. Отработка звука (В) изолированно, в слогах, словах. губу, показывая передние Физкультминутка. зубы 5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (О) Тема:«Закрепление 1.Артикуляционные упражнения «Улыбка», произношения звука (В)». «Трубочка», «Заборчик», «Почистим зубки», «Киска Цель: Упражнять детей в сердится» правильном произношении 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Дождик» звука (В) в словах и 3. Развитие дыхания: Упр. «Теплый ветерок» Тёплый предложениях. воздух выдыхай, свои ручки согревай. 4. Отработка звука (В) в словах и предложениях (У нашего Ванечки маленькие валенки). 5. Развитие фонематического слуха: «Угадай, кто идёт» (вук барабана - медведь-, металлафона - мышка). Тема:«Дифференциация 1.Артикуляционные упражнения «Улыбка», звуков В-Ф в словах и «Трубочка», «Заборчик», «Часики», «Киска сердится». предложениях». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя семья» Цель: Упражнять детей в Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот правильном произношении и пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик различении звуков (В-Ф) в я, вот и вся наша семья. речи. 3. Развитие дыхания: «Громко-тихо». Громкое звучание металлофона птички летают, тихое приседают. 4. Отработка различения звуков (В-Ф) в словах и предложениях. Пересказ рассказа «Ёж». Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Поймай звук». «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (У)». 13 Апрель 4 Тема:«Подготовка движений органов артикуляционного аппарата для формирования правильного произношения звука (Т)». Цель:научить детей поднимать широкий передний край языка наверх. 1 Тема:«Закрепление произношения звука (Т)». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (Т) в словах и предложениях. 2 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата для формирования правильного произношения звука (Д)». Цель: Добиться умения поднимать язык за верхние зубы и присасывать передний край языка к нёбу. 1.Артикуляционные упражения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Почистим верхние зубки». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя семья» Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я, вот и вся наша семья. 3. Развитие дыхания: «Шарик». Вдох — надуваем животик, выдох сдуваем животик. 4. Отработка изолированного произношения звука (Т), в слогах, словах. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори за мной» дети отстукивают ритмический рисунок. 1.Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Вкусное варенье», «Чистим верхние зубки». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания: «Сдуй цветок с ладони». 3. Отработка произношения звука (Т) в словах, чистоговорках и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Охотник». «Хлопни, когда услышишь звук (Т)» (среди других звуков, слогов). 1.Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лошадка», «Барабан». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания: «Чей кораблик уплывёт дальше». 4. Отработка изолированного произношения звука (Д), в слогах, словах («Дятел» дятел дерево долбит, дятел клювом дуб долбит. На весь лес он стучит д-д-д») Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: определение неречевых звуков. 14 3 4 Май 1 Тема:«Закрепление произношения звука (Д)». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (Д) в словах и предложениях. 1.Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лошадка», «Барабан». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Играем на дудочке» (ротовой выдох «ду-ду-ду»). 3. Отработка произношения звука (Т) в словах, чистоговорках и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (д) среди других звуков». Тема:«Подготовка движений 1.Артикуляционные упражнения «Улыбка», органов артикуляционного «Трубочка», «Заборчик», «Горка», «Киска сердится». аппарата для формирования 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение правильного произношения массажных движений в соответствии с предложенным звука (К)». текстом. Цель: Добиваться от 3. Развитие дыхания: «Колобок». каждого ребёнка умения 4. Отработка изолированного произношения звука (К), выгибать спинку языка при в слогах, словах. опущенном вниз кончике Физкультминутка. языка. 5. Развитие фонематического слуха: «Поймай звук». «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (И)». Тема:«Закрепление 1.Артикуляционные упражнения «Улыбка», произношения звука (К)». «Трубочка», «Заборчик», «Горка», «Киска сердится». Цель: Упражнять детей в 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Пальчик, правильном произношении пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с звука (К) в словах и этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел. С этим предложениях. братцем песни пел». 3. Развитие дыхания: Вдохни аромат цветов (вдох носом, на выдохе – А-а-а-х). 4. Отработка произношения звука (К) в словах, чистоговорках и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: повторить слоговой ряд. Итоговая диагностика детей. Анализ результатов диагностики. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Кадровые условия Педагог осуществляет дополнительное образование воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. 15 Комплектует состав воспитанников кружка и принимает меры по сохранению контингента обучающихся воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Обеспечивает и анализирует достижения воспитанников. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. Педагог должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов, содержание программы занятий кружка; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы. 3.2. Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение Программы соответствует: санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; правилам пожарной безопасности. 3.3 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 16 Дидактический материал: Для реализации Программы кабинет оснащен развивающими игрушками соответственно возрасту (дидактическими играми, наглядными пособиями, сюжетными картинками) по развитию речи. Разработаны картотеки дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики др.. Репродукции .картин, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям. Оборудование кабинета: Столы- 4 шт. Стулья- 10шт. Шкафы для методической литературы и материалов- 2шт. Стеллаж для пособий- 1шт. Магнитно-маркерная доска – 1шт. Музыкальный центр – 1шт. Магнитофон – 1шт. CD диски – 10шт. Компьютер – 1шт. Список литературы 1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М., 1985. 2. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. / Под ред.— 2012. 3. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника: Сб. научн. трудов./ Под ред.- М., 2012. 4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. — М., 1981. 5. Ушакова О.С. Струнина Е.М., Развитие речи детей дошкольного возраста Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 6. Ушакова. О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет». ТЦ Сфера 2017 г. Перечень методических пособий 1. Косинова, Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет / Е.М. Косинова. - М.: Эксмо, 2012. - 112 c. 2. Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010. - 190 c. 3. Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. - М.: Эксмо, 2018. 192 c. 4. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой: Л.С.Вакуленко. - СПб.: ООО «Издательство «Детсво-пресс», 2011. – 240с. 5. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. - СПб.: ДетствоПресс, 2013. - 624 c. 6. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи от 3 до 4 лет / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 48 c. 7. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»). 8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Интернет ресурсы: 9. http://www.logoped.ru/skotes30.htm; 17 10. http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/defektologija 11. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/07/16/rabochaya-programma-vospitaniya- i-obucheniya-detey-s-narusheniyami 12. http://www.pedlib.ru 13. hhh://vk.com.rechecvetik 14. http://www.logoped.ru/skotes30.htm. 3.4. Календарный учебный график Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года Продолжительность учебной недели Время проведения НОД Праздничные дни 01 октября 2021 года 31 мая 2022 года 32 недели 1 день 15 минут 4 ноября, 1-9 января, 23 февраля, 8 марта, 1, 9 мая, 3.5 Учебный план Программа рассчитана на 32 часа, срок реализации – 8 месяцев, 1 год. Количество занятий в неделю -1 Количество занятий в месяц -4 18 3.6 Расписание НОД В соответствии с СанПиНом (СП 2.4.3648-20) от 28.09.2020 № 28 занятия проводятся во второй половине Продолжительность 1 занятия 15 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Понедельник - Вторник - Среда 16.00-16.15 Четверг - Пятница - 3.7. Оценочные материалы Уровень развития Связная речь Звукопроизношени е (звуки раннего онтогенеза) Состояние активного словаря Состояние артикуляционной моторики Фонематические восприятие Ф.И. ребёнка Состояние мелкой моторики № п/п Состояние общей моторики Диагностические карты, методы проведения диагностики 1 2 3 4 Условные обозначения диагностических параметров: 3 – норма (нарушений нет), ребенок выполняет задание правильно, самостоятельно; 2 – незначительные отклонения от нормы (не грубое нарушение), ребёнок выполняет задание с помощью взрослого; 1 – значительное отклонение от нормы (грубое нарушение), ребёнок не может выполнить задание. Результаты диагностики уровня развития детей Уровень Начало года Количество детей % Конец года Количество детей % Норма Незначительные отклонения от нормы Значительное отклонение от нормы 19 20