Содержание
I РАЗДЕЛ. ЦЕЛЕВОЙ
3
1.1.Пояснительная записка
3
1.2. Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей
Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию дополнительной
общеразвивающей
Программы
1.4. Планируемые результаты
5
II РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
6
2.1 Содержание изучаемого курса
6
2.2. Учебно-тематическое планирование
7
III РАЗДЕЛ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
9
3.1. Система оценки результатов освоения
9
3.2. Объем образовательной нагрузки.
10
3.3 Материально-техническое обеспечение
11
5
6
2
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Логоритмика» (далее Программа)
разработана в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами
федерального, регионального уровня, локальным актами МБДОУ, регулирующими его
деятельность с учетом следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации с
изменениями 2020 года.
2. Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей».
3. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №
1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил
оказания платных образовательных услуг».
6. Приказ о введении в действие Положения по платным услугам в МБДОУ № 407.
7. Приказ об организации платных образовательных услуг в МБДОУ №407;
8. Устав МБДОУ детский сад № 407.
Данная дополнительная общеобразовательная программа направлена на активизацию
словарного запаса, развитию крупной и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного
возраста.
Актуальность. С каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду растет
количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе
образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания
педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем
конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску
новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в
психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений
звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни
ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких
психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс
неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков
произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед
специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее
эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления
физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая
3
обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая
способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены
материей, подчиненной законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая
деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных
отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма
помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.
Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в
том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание,
аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым
речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи,
к
выполнению
логопедических
упражнений
и
пр.
мотивацию
Направленность программы: услуги логопедической помощи для детей дошкольного
возраста, программа способствует формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой
деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим
упражнениям, а, значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Особенности программы: Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие
ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение
ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность
преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием
здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его
организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой,
дыхательной, речедвигательной.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они
включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры,
упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые
движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующе
развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит
играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать
движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать
себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности
детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных
процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий
позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно
повышает результативность в усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не
выучивается.
По желанию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал на
аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и
музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со
сверстниками.
4
1.2.
Цель и задачи дополнительной общеразвивающей Программы
Цель программы: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии
ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Задачи:
• активизировать словарный запас, развитие фонематического восприятия и фонематических
представлений;
• развивать чувство ритма и умение чёткости координированных движений во взаимосвязи с
речью, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
• развивать слуховое внимание и память;
• развивать коммуникативные способности детей; творческое использование музыкальноритмических навыков в повседневной жизни;
• воспитывать эмоционально-волевые качества личности ребёнка.
1.3.
Принципы и подходы к формированию Программы
В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении разных, но
взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую,
лексическую, грамматическую).Программа основывается на принципах:
Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий
научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию
языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики
реализуется в процессе поэтапной работы.
Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в
развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение
предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при
соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение
ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое
предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития
ребенка и этапа коррекционного воздействия.
Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений
вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип
отбора
лингвистического
материала.
Правильно
подобранный
лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный
для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания,
много гласных звуков.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования
– ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные
особенности.
Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и
методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение
оздоровительных упражнений в движении под музыку.
Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции
речи, оздоровления каждого ребенка.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы: 3 – 4 года, 4 – 5 лет.
Занятия проводятся во вторую половину дня. Тема берётся на два занятия.
5
1.4. Планируемые результаты освоения Программы:
 сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами,
выразительно передавая заданный характер, образ;
 способность правильно выполнять артикуляции звуков;
 сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
 способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки,
дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды для
напряжения и расслабления тела, гимнастики для глаз;
 способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
 улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
 способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей,
быстро реагировать на смену движений;
 улучшения показателей диагностики развития речи;
 воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за
сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Структура логоритмического занятия:
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и
напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения
становятся точными и ловкими.
• Артикуляционные упражнения подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке
звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком
письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает
подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать
диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую,
моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
• Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их автоматизируются звуки, язык
тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение
фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах:ритмодекламации без музыкального
сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских
музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего
стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки)
способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что
позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и
музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных
звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не
только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции,
дыхания.
• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую
связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем
скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях,
проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно
использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под
проговаривание текста игры.
6
• Театральные этюды. Очень часто у детей маловыразительная мимика, жестикуляция. Мимические и
пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и
выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях
чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в
движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства;
способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще
проводятся в общем кругу.
• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения,
развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство
коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
2.2.
Учебно-тематическое планирование.
Дети 3 - 4 лет (II младшая группа)
Месяц
№ занятия
Октябрь
1
2
3
4
Ноябрь
5
6
7
8
Декабрь
9
10
2
2
2
2
2
2
2
2
Новогодний праздник в
лесу
Рукавичка
Снеговик
Кошка и котята
2
17
18
19
Котята и щенок
У бабушки в гостях
Как снеговики солнце
искали
2
2
2
20
Армейская карусель
2
13
14
15
16
Февраль
Под грибком
Осенние листья
Осень в лесу
Веселый огород
Кол-во
занятий
Репка
Осенние подарки
До
свидания,
птицы!
Холодно!
Зима в лесу
Дед Мороз спешит на
елку
Украшаем елочку
Наступает Новый год
11
12
Январь
Название занятия
2
2
2
2
2
2
2
Задачи
1. Развивать умение выполнять движения в
соответствии
с
текстом,
координируя
движения рук, ног во время ходьбы.
2. Активизировать словарный запас детей по
теме: «Осень».
3. Развивать умение двигаться в темп мелодии;
развивать мелкую моторику рук, дыхание.
1. Развивать мелкую моторику и точность
движений пальцев, мимические мышцы лица.
2. Развивать фонематический слух; темп и ритм
дыхания.
3.Развивать пространственную ориентировку.
1. Развивать
у детей координированные
движения, умение выполнять движения в
соответствии с текстом и темпом мелодии.
2. Расширять лексический словарь по теме:
«Зима», «Новый год».
3.Развивать фонематическое восприятие и слух,
пальчиковую моторику.
1. Продолжать
развивать
чёткие
координированные движения рук и ног в
соответствии с текстом, мелкую моторику.
2. Развивать зрительное и слуховое внимание,
чувство
ритма,
фонематический
слух,
фантазию у детей.
3.Развивать интонационную выразительность
речи.
1. Продолжать
развивать
чёткие
координированные движения рук и ног в
соответствии с текстом, мелкую моторику.
2. Продолжать развивать чувство ритма,
такта,
общую
и
мелкую
моторику,
физиологическое дыхание.
3.Развивать фантазию, воображение,
интонационную выразительность речи.
7
Март
21
2
24
Как цыплята солнце
будили
Новая столовая
В гости к нам пришли
матрешки
Весеннее солнышко
Апрель
25
26
27
28
Весенняя капель
Прилетайте, птицы!
Весенний ручеек
Кораблик
2
2
2
2
Май
29
30
31
32
Утренние лучи
Петушок и его семья
Колечко
Бобровый пруд
2
2
2
2
22
23
2
2
2
1.Продолжать развивать умение выполнять
движения в соответствии с текстом и
темпом мелодий; развивать мелкую моторику
рук, дыхание.
2. Развивать у детей умение согласовывать
движения с ритмичным проговариванием
текста.
3.Укреплять здоровье детей с помощью
самомассажа.
1. Развивать мелкую моторику и точность
движений пальцев, мимические мышцы лица.
2. Расширять лексический словарь по теме
«Весна».
3. Закреплять умение выполнять движения в
соответствии с текстом и темпом мелодий;
развивать мелкую моторику рук, дыхание.
4. Совершенствовать
общую
и
мелкую
моторику; развивать фонематический слух.
1. Развивать умение опираясь на ритмо-схему
отстукивать ритмический рисунок.
2. Совершенствовать
координированные
движения рук и ног; выполнять движения в
соответствии с текстом и темпом мелодий;
развивать мелкую моторику рук, дыхание.
3.Закреплять умение выразительно читать
стихотворение.
Дети 4-5 лет (средняя группа)
Месяц
№ занятия
Октябрь
1
2
3
4
Цыплёнок и его семья
У Кошки день рождения
Зайка огородник
Любимое кушанье
Ноябрь
5
6
7
8
9
Верные друзья
Сказка про зайцев
Круглый год
Времена года
Про Мурочку –
Мурысоньку
Мурка в город собирается
Как Мурочка Деда Мороза
будила
Дед Мороз
Снегурочка на Новогодней
елке
Волчья песня
Петушок
Декабрь
10
11
Январь
12
13
14
15
Название занятия
Кол-во
занятий
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Задачи
1. Развивать зрительно- двигательную и
слухорече— двигательную координацию.
2. Развивать пальчиковую и артикуляционную
моторику.
3. Развивать интонационную
выразительность
4.Воспитывать у детей бережное отношение к
окружающей природе, ее маленьким
обитателям.
1. Продолжать
развивать
подвижность
артикуляционного аппарата.
2. Учить плавному речевому выдоху
3.Воспитывать положительные личностные
качества.
1. Формировать умение выразительно
двигаться в соответствии с текстом под
музыку.
2. Закреплять артикуляцию гласных звуков.
3. Развивать звуко – слоговую структуру слова
1. Развивать речевую моторику и чувство
ритма.
2. Продолжать развивать ориентировку в
пространстве.
3. Корректировать нарушения речевого
дыхания.
4. Способствовать автоматизации гласных
звуков.
8
Февраль
Март
Апрель
16
17
18
19
20
Лисичка со скалочкой
Петух и собака
Бременские музыканты
Возьми меня с собой
А что у вас?
2
2
2
2
2
21
22
23
24
25
Вот так мастера
Как стать большим?
Даша и Маша
Горшочек каши
Как мышонок стал
трудолюбивым
Сказка про бурого Мишку
и Мышку — Вертушку
Чьи это уши?
История о том, как мышата
помогли зайчонку свой
дом найти
Красный фонарик
Колесо
Бычок-смоляной бочок
Лиса — обманщица
2
2
2
2
2
26
27
28
Май
29
30
31
32
2
2
2
2
2
2
2
1. Повышать речевую активность.
2. Развивать музыкальный слух и чувство
ритма.
3. Развивать умение расслаблять и напрягать
группы мышц.
4. Развивать пальчиковую моторику.
1.Учить детей рассказывать небольшие
чистоговорки.
2. Закреплять артикуляцию согласных
3. Продолжать развивать умение
согласовывать движения со словами.
1.Продолжать развивать слуховое внимание.
2.Продолжать развивать плавный,
длительный, целенаправленный выдох.
3.Воспитывать положительные личностные
качества.
1.Развивать умение расслаблять и напрягать
группы мышц.
2.Продолжать развивать интонационную
выразительность.
3.Воспитывать положительные эмоции и
чувства.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Система оценки результатов освоения программы
Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации
детей. При этом, реализуя программу, педагог должен стремиться к реализации ее целей и задач.
Для педагога важно иметь объективную картину развития каждого ребенка, поскольку на основе
диагностических данных выстраивается индивидуальная траектория развития каждого ребенка,
корректируется содержание работы, подбираются оптимальные формы взаимодействия с детьми.
Основной целью системы оценки достижения детьми планируемых результатов освоения
программы является определение педагогом эффективности собственных образовательных
действий, своевременная корректировка и оптимизация форм и методов образовательной работы с
детьми, разработка индивидуальных образовательных маршрутов.
Предлагаемая система мониторинга представляет собой педагогическую диагностику,
основанную на наблюдении за детьми и моделировании несложных диагностических ситуаций,
которые можно проводить с детьми индивидуально или в небольших подгруппах (6–8 человек).
Рекомендуется проводить диагностическую работу в первой половине дня в середине недели (со
вторника по четверг). Нецелесообразно предлагать диагностические задания ребенку, который
пришел после болезни, находится в непростой жизненной ситуации (развод родителей, смена
места жительства и пр.).
Система оценок мониторинга трехуровневая: 2 балла – умение сформировано устойчиво
(ребенок самостоятельно справляется с заданием); 1 балл – умение сформировано неустойчиво (то
есть находится в зоне ближайшего развития: ребенок справляется с заданием лишь в совместной
деятельности со взрослым); 0 баллов – умение не сформировано (ребенок не справляется с
заданием даже при помощи взрослого). Это общие принципы оценивания, на которые педагог
может опираться при выставлении того или иного балла. При этом важно помнить, что не всегда
бывает возможным унифицировать ответы детей дошкольного возраста. Поэтому авторы
призывают воспринимать предлагаемые критерии лишь в качестве ориентиров, а не оценки
развития того или иного ребенка.
Еще раз стоит подчеркнуть, что разделение умений по возрастам достаточно условно, так как
каждый дошкольник развивается по своей индивидуальной, уникальной и неповторимой
9
траектории. Педагогическая диагностика должна служить не инструментом оценки ребенка (его
«хорошести», «развитости» и пр.), а, в первую очередь, – инструментом своевременной помощи и
оказания поддержки ребенку, индивидуализации образовательного процесса.
При успешно реализованной образовательной работе к концу года большинство показателей
обычно соответствуют 2 баллам и позволяют приступить к освоению следующей части
программы. Наличие оценок в 0 баллов к концу года может выступать поводом для
индивидуальной работы с ребенком и выяснения причин его трудностей.
Показатели успешности освоения ребенком содержания курса:
1. Развитие слухового и зрительного внимания
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляет их сам.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога.
2. Развитие тонких движений пальцев рук
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляется сам.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога.
3. Умение четко и правильно выполнять артикуляционные движения.
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляет их сам.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога.
4. Развитие физиологического и речевого внимания.
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляет их сам.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога.
5. Формирование двигательных навыков.
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляет их сам.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога.
6. Координация речи с движением.
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляет их сам.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога.
7. Развитие фонематического слуха.
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляет их сам.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога.
8. Развитие эмоциональной сферы.
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляет их сам.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога.
3.2. Объем образовательной нагрузки.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 2 года. Ребенок может
включиться в освоение программы на любом этапе ее реализации.
Формы занятий: игровое занятие.
Режим занятий: 2 раз в неделю.
10
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебной недели
Время проведения НОД
Праздничные дни
01 октября 2021 года
31 мая 2022 года
32 недели
2 дня
15 минут- для группы 3-4 лет
20 минут- для группы 4-5 лет
4 ноября, 1-9 января, 23 февраля, 8 марта, 1,
9 мая,
3.2 Методическое обеспечение
Дидактический материал, техническое оснащение занятий
 Учебная доска, интерактивная доска;
магнитофон и аудиоматериалы;
наглядно-демонстрационный материал по темам занятий;
музыкальные инструменты;
индивидуальные зеркала.
Методическое обеспечение
1. М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»;
2. О.А. Новиковская « Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»;
3. Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковые шаги»;
4. Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»;
5. Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»
6. Аудиодиск Железновой Е.C.
11