Содержание
I
1.1
1.2
1.3
1.4.
II
2.1
III
3.1
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель и задачи реализации Программы
Принципы и подходы реализации Программы
Планируемые результаты освоения программы
Содержание программы
Учебно-тематический план
Организационный раздел
Система оценки результатов освоения программы
2
4
4
6
6
6
8
9
3.2
3.3
Обьем образовательной нагрузки
Методическое обеспечение
9
10
I.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный
возраст
признан
психологами
наиболее
благоприятным для изучения иностранных языков. С одной стороны,
маленькие дети быстрее, чем взрослые, усваивают языковой материал,
поскольку не боятся «сделать ошибку», с другой – изучение иностранного
языка в раннем возрасте способствует развитию речи, мышления и памяти
ребенка, а значит полезно для формирования его личности в целом.
Обучение английскому языку дошкольников имеет свои
особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии
детей данного возраста. Психологи утверждают, что восприятие, память и
внимание у дошкольников носят непроизвольный характер. Дети не умеют
управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот
или иной предмет. Для детской памяти характерна исключительная
фотографичность, но при этом дошкольник не заботится о том, чтобы все, что
он воспринимает, мог припомнить впоследствии. Характерной особенностью
внимания ребенка является то, что оно вызывается внешне привлекательными
предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока
сохраняется
интерес
к
воспринимаемым
объектам.
Многие
основополагающие речевые навыки и умения еще не доступны детям
дошкольного возраста. Это приводит к тому, что дети дошкольного возраста
не могут выстраивать усложненные логические цепочки, заменять слова в
однотипных фразах, воспринимать фразу как набор лексических единиц и т. д.
Поэтому, обучение должно строиться с учетом этих особенностей и
существенно отличаться от обучения в начальной школе.
На протяжении всего обучения сохраняется единство форм и видов
работ, при этом доминируют наглядность и образность, так как фраза
воспринимается ребенком не как набор отдельных лексических единиц, а как
блок, нечто единое, целое, образ.
Данная программа предназначена для обучения детей 5-7 лет и
учитывает особенности их психологического и физического развития.
Мышление делает качественный скачок: ребенок выходит за пределы
статичного бытия и начинает жить в протяженном во времени мире. Это
позволяет перейти к поиску закономерностей, лежащих в основе устройства
мира. Он начинает интересоваться процессами как упорядоченными
системами событий. В связи с этим в обучение необходимо включать
элементы закономерностей языкового строя. При этом:
1) не отходить от основного принципа наглядности и образности;
2) руководствоваться принципом “делай, как я”, “говори, как я”;
3) учить языку исключительно на практике, без применения даже
элементарных теоретических языковых понятий.
Актуальность программы - знание иностранных языков является
неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает
актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: развитие лингвистических способностей
дошкольников посредством активизации их творческой деятельности.
Задачи:
Расширить словарный запас, развить навыки диалогической и
монологической речи на английском языке.
Развить языковые догадки, мышление, творчества.
Воспитывать интерес и уважение к традициям и обычаям других
народов на материале сказок, потешек, поговорок и т.п.
1.3. Принципы и подходы реализации Программы:
1. Обязательно использовать различные средства поощрения, как вербальные,
так и материальные.
2.Формировать у детей положительный образ учителя, что повышает
рефлексивные способности ребенка.
3.Лимитировать речь учителя на русском языке до 5–10%. (Речь ребенка на
английском языке – 90%).
4.Системно вводить лексику: Первое занятие – 5-6 слов. Второе занятие –
закрепление. Последующие занятия – активизация с использованием речевых
конструкций + 3–4 новых слова.
5.Учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития,
системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в
последующие занятия.
6.Обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков
говорения.
7.Отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому
обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат
в группе и снимает языковые барьеры.
8.Развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.
На занятиях используются следующие виды работы:
1. Работа над произношением:
а) сказка “Живой язычок”;
б) скороговорки;
в) рифмовки.
2. Работа с игрушкой:
а) диалог с игрушкой;
б) описание игрушки.
3. Работа с картинкой:
а) описание картинки;
б) рассказ по картинке
в) игра “Что исчезло”;
г) игра “Найди картинку”.
4. Разучивание стихов и песен.
5. Игры:
а) Ролевые игры.
Ситуативные ролевые игры, которые моделируют ситуации общения
по тому или иному поводу. Они, в свою очередь, делятся на игры
репродуктивного характера, когда дети воспроизводят типовой, стандартный
диалог, применяя его к той или иной ситуации и импровизационные игры,
требующие применения и видоизменения различных моделей. Естественно,
может (и должен) возникнуть промежуточный момент, когда в
репродуктивную игру вносится элемент импровизации.
б) Подвижные игры.
Соревновательные игры, способствующие усвоению
лексики и грамоты. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым
материалом. Это всевозможные кроссворды, ''аукционы'', настольнопечатные игры с лингвистическими заданиями, выполнение команд.
• Ритмомузыкальные игры – это всякого рода традиционные
игры типа хороводов, песен и танцев с выбором партнеров, которые
способствуют не столько овладению коммуникативными умениями,
сколько совершенствованию фонетической и ритмомелодической
сторон речи и погружению в дух языка, например: ''Nuts and May''.
•
в) Творческие игры. Художественные, или творческие, игры – это
вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества,
путь к которому лежит для ребенка через игру. Их, в свою очередь, можно
разделить на изобразительные игры, такие как графический диктант,
аппликация и т.п.; и словесно-творческие (подбор рифмы, коллективное
сочинение подписей к комиксу, коллективное сочинение маленьких сказок).
6. Импровизация на тему известной сказки, уже проигранной в
устоявшемся виде, которая находится на границе ситуативных
импровизационных игр и творческих драматизаций. Например, игра в ''Репку''
или ''Теремок'', в которых, в зависимости от количества играющих и усвоения
новой лексики, появляются новые персонажи и реплики.
7. Воспроизведение ситуативных диалогов.
Организация работы в группе.
На занятиях дети сидят и стоят полукругом или кругом, как можно
ближе к педагогу, что помогает им хорошо видеть его и слышать и создает
теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды
деятельности.
Примерный план занятия:
1. Приветствие.
2. Фонетическая зарядка.
3. Повторение пройденного лексического материала.
4. Разминка с использованием подвижных игр.
5. Активизация пройденного и введение нового лексического
материала.
6. Разучивание стихов и рифмовок.
Каждое занятие имеет свою структуру. Начинается с обычного
приветствия на английском языке, которое постепенно запоминается детьми.
Затем проводиться речевая разминка. Это либо стихотворение, либо песенка
на английском языке. В основной части занятия в игре с куклами и другими
игрушками дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В конце
занятия ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку или стих
речевой разминки. Затем следует прощание на английском языке. Для работы
на уроке используется магнитофон и кассеты с записями стихов и песен на
английском языке.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
К концу года дети должны уметь:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Понимать на слух элементарную английскую речь в нормальном
темпе в предъявлении преподавателя, в том числе указания,
связанные с заданием, распоряжения – команды, связанные с
проведением зарядки.
Понимать реплики других детей.
Уметь здороваться, прощаться, благодарить, извиняться.
Поддержать диалог этикетного характера, а также поддержать
диалог и общаться на бытовые темы.
Представлять себя, своих членов семьи.
Рассказывать о своих игрушках (животных).
Уметь считать от 1 до 12.
Знать основные цвета.
Знать названия фруктов и овощей.
Уметь отвечать на вопросы.
Рассказывать рифмовки, строить краткие диалоги, петь песенки с
использованием изученных движений
II. Содержательный раздел
При выборе тематики, лексико-грамматических конструкций
учитываются уровень развития детей, их мотивация и интересы, а также
соотнесенность с учебными планами по развитию познавательных
способностей и речи на русском языке в детском саду. На этом этапе обучения
детей и, исходя из опыта обучения английскому языку детей данного возраста,
представляется целесообразным ввести следующие 14 тем:
1.«Давайте познакомимся»
8. «Глаголы»
2.«Цвета»
9. «Домашние животные»
3.«Счет от 1 до 12»
10. «Игрушки»
4.«Части тела»
11. «Одежда»
5.«Семья»
12. «Мебель»
6.«Праздники»
13. «День рождения»
7.«Овощи и фрукты»
14. «Алфавит»
Учебно-тематический план
Месяц
№ п/п
Тема занятия
Октябрь
1
Приветствие. Hello! Hi! Прощание Goodbye. Bye bye.
Знакомство. Как тебя зовут? – меня зовут… What is
your name? My name is…Песня “Hello”
Названия цветов.
Песенка “Red and yellow”
Счет от 1 до 12
Разучивание песенки «Let’s count»
Закрепление и повторение изученного материала
Знакомство «Мое тело»
1
Песенка “Head and shoulders”
Сколько пальцев?
Стихотворение “My body”
Игра «Покажи свои…»
Моя семья. Мои любимые: папа, мама, дедушка и
бабушка
Моя семья. Стихотворение “My family”
Песенка “My family”
Повторение лексического материала
Праздники
Новый год. Стихотворение «New year»
Песенка «Jingle Bells»
Закрепление
Мои любимые овощи
Мои любимые фрукты
Игра «Найди фрукт, овощ»
Я умею…. Глаголы движения
Разучивание песенки «I can walk»
1
1
1
1
1
2-3
Ноябрь
4-5
6
7
8
9
10-11
12
13
14
15
16
Декабрь
Январь
17
18
19
20
21-22
23
24
25-26
27-28
29
30-31
32
Количество
занятий
2
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
2
2
1
2
1
Февраль
Март
Апрель
Май
33
34
35
36
37
38
39-40
41
42-43
44-45
46-47
48-49
50
51
52
53
54
55-56
57
58
59-60
61-62
63-64
Повторение и закрепление лексического материала
Знакомство «Животные»
Лесные животные
Домашние животные
Разучивание рифмовка “Little mouse”, повторение
животных
Повторение и закрепление лексического материала
Магазин игрушек
Мои любимые игрушки
Одежда. Идем на прогулку
Одеваем Куклу
Мебель
Мой дом
День рождения
Поздравление с днем рождения. Разучивание
песенки «Happy birthday to you»
Праздничный стол, подарки
Повторение и закрепление изученного материала
Заучивание стихотворения про лето
Алфавит. Заучивание песни «ABC»
Игра «Покажи мне….»
Игра «Что исчезло?»
Повторение и закрепление изученного материала
Повторение всего пройденного материала
Открытое занятие для родителей
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
2
III.Организационный раздел
Занятия с детьми-дошкольниками проводятся 2 раза в неделю
продолжительностью 30 минут. Таким образом, в месяц – 8 занятий; в год –
примерно 64 занятий. Обучаются дети 5-7 лет в малых группах: по 10
человек. Форма занятия: групповые.
Таким образом, данная программа позволяет подготовить малышей к
обучению в школе, где изучение английского начинается со второго класса.
Программа даёт возможность снять психологические трудности у ребёнкамладшего школьника, попадающего в новую обстановку, который начинает
изучать новый, незнакомый язык. Данный курс знакомит дошкольников с
основными понятиями английского языка и погружает их в атмосферу
Объем образовательной нагрузки
Возрастная
категория
обучающихся
5-7 лет
Количество
месяц, год
Продолжительность
Форма
обучения
8/64
30 минут
очная
Срок
реализации
программы
1 учебный год
Система оценки результатов освоения программы
Педагогическая диагностика - оценка индивидуального развития
детей дошкольного возраста, связана с оценкой эффективности
педагогических действий и дальнейшим планированием педагогической
деятельности.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за
активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты
наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную
динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе изучения
Программы «Обучение английскому языку». В ходе образовательной
деятельности педагог дополнительного образования должен создавать
диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и
скорректировать свои действия по итогам полугодия, учебного года.
Результаты
педагогической
диагностики (мониторинга)
используются для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения
его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей.
Оценка получаемых в процессе обучения результатов проводится
при помощи:
•
•
•
•
регулярного скрытого мониторинга на занятиях;
диагностики, при выполнении различных заданий;
открытых занятий;
участия в концертах.
Формы подведения итогов реализации программы.
1. Открытые занятия для родителей и детей других групп.
2. Мини-концерты с исполнением песенок и стихов.
3. Инсценировки фрагментов сказок на английском языке
Методическое обеспечение
1. Аудио и видео аппаратуры
2. Доска магнитная, двусторонняя.
3. Дидактические игры (домино, лото по темам).
4. Настольно-печатные игры.
5. Фронтальный демонстрационный материал:
6. Раздаточный демонстрационный материал (карточки, схемы,
пиктограммы).
7. Игрушки и персонажи по темам.
8. Материалы для изодеятельности.
9. Мебель по росту детей: стульчики и столики.
10. Схемы и плакаты.
11. Атрибуты театральные.
12. Канцтовары.
Список используемой литературы:
1. З.А. Ефанова. Занимательные материалы по английскому языку.
Подготовительная группа. – Волгоград: «Корифей», 1997.
2. А.В. Конышева. Английский для малышей. – Минск: «Четыре четверти»,
2004.
3. Л.Л. Лыкова. Обучение английскому языку дошкольников и младших
школьников. – Ярославль: «Академия развития», 2006.
4. Н.И. Рыжих. Успешные шаги к овладению современным английским
языком. – Москва: «Бао-Пресс», 2005.
5. Л.Г. Фрибус, Р.А. Дольникова. Как детишек нам учить по-английски
говорить. Санкт-Петербург: «Каро», 2008.
6. И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская. Английский для малышей 4 – 6 лет. –
Москва: РОСМЭН, 2011.
7. Весёлый английский / Авт.-сост. В.Г.Кулиш. – Д.: Сталкер, 2001.