Информационная безопасность

20.05.2019

Тема «Информационная безопасность ребенка-дошкольника»

Информационная безопасность - проблема не только социальная, но и педагогическая, потому что ее решение напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения. Один из возможных путей решения проблемы информационной безопасности - обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.

«Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов» – говорит диктор телевидения в знаменитом мультфильме про Карлсона. А между тем, жизнь современных детей почти невозможно представить без телевизора. Признаемся честно, нам, дорогие родители, так просто удобно – дети вроде бы чем-то заняты, они не мешают нам делать домашние дела и вообще просто не мешают отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Родители, поленившись заняться своим ребёнком и посадившие его перед телеэкраном, вы уверены, что голос из этого прибора лучше вас воспитает вашего малыша?

Почти каждый день в новостийных программах сообщается о заказных убийствах, ограблениях, военных действиях, бомбежках, и подобной информации. Эти сообщения способствуют нагнетанию опасений и страха. Иногда яркий показ мертвых и умирающих людей, сам по себе может вызывать у взрослых зрителей травматичные переживания, подобные переживаниям у настоящих очевидцев события, что говорить о дошкольниках.

А так называемое «детское телевидение»? Посмотрите на «героев сказок» ваших детей? Красивые, не правда ли? Добрые? Веселые? С одним глазом, пушистые, порой непонятно кто это или что, и как оно в принципе может передвигаться. Наглядно видны сравнения мультфильмов современности и прошлых лет.

Что должно произойти, чтобы родители стали воспитывать своих детишек не на мутантах с антенной в голове, спящих в гробах, или просто монстрах, а на примере наших колобков, зайчиков, медведей, Снегурочек, Алёнушек, Иванов-царевичей и прочих героев добрых и умных народных сказок. Надо сказать, что и сами дети сегодня с большой радостью смотрят отечественные мультфильмы и сказки. А на вопрос взрослых: «Почему?» – отвечают просто: что наши мультфильмы добрые, а герои в них – красивые.

Итак, подведем некоторые итоги. Оставляя своих детей у телевизора, мы не только доверяем их воспитание чужим дядям и тетям, не только наносим урон их здоровью, провоцируя задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение зрения; у голубого экрана мы рискуем навсегда похоронить их яркую уникальную личность с ее способностью познавать мир через собственный опыт, с ее умением полноценно общаться и строить взаимоотношения со сверстниками, с ее творческим потенциалом и умением ставить жизненные цели и достигать их. Телевизор «помогает» нам сформировать у детей пассивность и инертность характера. День за днем, незаметно методом накопительного эффекта наш уникальный ребенок становится частью толпы, серой и посредственной.

В 2000х родители искали решения для контроля, чтобы дети не проводили много времени за экранами телевизоров и компьютеров, не играли дни напролет и не заходили на недетские сайты. Родителям нынешнего 10-летия предстоит задачка посложнее. Все прежние проблемы компьютерной зависимости и опасностей Интернета остались в силе, но и добавились новые. Например, если раньше можно было вытолкать малыша на улицу и быть уверенным в том, что уж теперь он точно бегает по двору, а не смотрит мультики. Однако, в век мобильных технологий он может выйти во двор с планшетом, сесть рядом с местными старушками и продолжить играть в «Смешариков», и хорошо если это будут Смешарики.

Как правило, знакомство со смартфоном или планшетом происходит еще в период младенчества. Уже к 7-8 месяцам малыш активно интересуется предметом, который мама постоянно держит в руке, пока кормит его или качает коляску. Обычно еще до первого дня рождения малыш знает, каков смартфон на зуб, а в период с 1 года до 2х нет более увлекательного занятия, как тыкать по разноцветным значкам. В поликлиниках, залах ожидания, в любых очередях смартфон служит отличным способом для «утихомиривания» малыша. При таком подходе, который практикуют современные родители повсеместно, к 2-3 годам дети просто не могут обходиться без электронных устройств.

Преимущества новых технологий никто не собирается оспаривать, пользу компьютер приносит, но порой вред от него просто огромен!

Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, подавленностью и депрессией.

В это сложно поверить, но среднестатистический семилетний европеец уже провел у экранов больше года своей жизни (по 24 часа в сутки), а 18-летний — больше четырех лет!

Вы спросите, как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых системах. Вот вам и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.

Мы не будем рассматривать вред зрению, осанке, суставам, который наносит компьютер ребенку, не будем описывать проблемы высокочастотного излучения от современных процессоров, повышенный уровень шума и риск возгорания,

Рассмотрим самые распространенные опасности интернета для детей

Контент связанный с сексом. Многие взрослые именно его считают самым опасным для детей, хотя это не самое страшное, с чем ребенок столкнется в сети.

Информация, пропагандирующая или описывающая запрещенные в обществе вещи и понятия. Сюда можно отнести сайты, на которых пропагандируют расовую нетерпимость, фашизм, сектантство, терроризм, жестокое отношение к людям или животным, наркотики, алкоголь, курение и прочее.

Игры. Большинство игр, в которые играют наши милые дети, рассчитаны на возраст от 14-и лет и старше. Ограничение вызвано множеством сцен насилия, крови, психотропным воздействием (например, мрачной атмосферой). Мир игр поглощает, заменяя ребенку реальную жизнь.

Социальные сети и форумы сами по себе не несут угроз, как не несет угроз и просто телефон. Опасность в методах использования. Вред социальных сетей лежит в нескольких аспектах. Плохо, когда такие ресурсы становятся основным способом общения, «извлекают» ребенка из реального мира и делают зависимым от себя. А еще плохо то, что через подобные ресурсы к ребенку в доверие могут втираться разного рода аферисты и пытаться получить конфиденциальную информацию.

Что же делать спросите вы? Первым и самым главным способом защиты являются, как ни странно для некоторых, не высокотехнологические программные продукты безопасности, а элементарные профилактические беседы. Честный разговор на интересующие ребенка темы поможет защитить его лучше, чем все приложения родительского контроля вместе взятые. Ведь большинство ошибок в интернете дети совершают либо по незнанию, либо из жгучего любопытства узнать про запретный плод. А самоконтроль – это лучшая система защиты. Хотя, конечно, всё это не исключает и установку дополнительных средств обеспечения детской безопасности. «Родительский контроль» всё же сможет большей частью защитить ранимую психику детей от опасностей интернета.

Исследователями Казанской государственной медицинской академии М.В. Белоусовой, А.М. Карповым, М.А. Уткузовой было проведено анкетирование 180 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, с целью выявления факторов, влияющих на развитие ребенка. Авторы исследования отмечают: «Если ребенок раннего и дошкольного возраста бесконтрольно и длительно “зависает” с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым или единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, если время, проведенное у компьютера, обладает для ребенка большей ценностью, чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизации.

Информация для родителей

Для того чтобы обеспечить безопасность ребенка в Интернете:

• повысьте уровень общей безопасности домашнего компьютера;

• установите внутрисемейные правила пользования Интернетом;

• следите за соотношением времени, которое ребенок проводит в Интернете, и остального свободного времени;

• научите ребенка уважать других пользователей Интернета.

Основную опасность для ребенка в Интернете представляют:

• преступники и злоумышленники — используют преимущества анонимности для завязывания доверительных и дружеских отношений с детьми в социальных сетях, на форумах и по электронной почте;

• вредоносное программное обеспечение (вирусы, «черви», «троянские» программы могут нанести вред компьютеру и хранящимся в нем данным);

• азартные игры (некоторые игровые сайты могут содержать, в т. ч. и азартные игры, связанные с проигрыванием настоящих денег);

• интернет-мошенники — пытаются убедить детей ввести данные кредитных карт родителей или другую персональную информацию;

• раскрытие личных данных (дети публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, что может быть очень опасно).

Список безопасных сайтов для детей

http://www.saferunet.ru -Центр Безопасного Интернета в России.Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. А конкретнее – он занимаемся Интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей. Центр был создан в 2008 году под названием «Национальный узел Интернет-безопасности в России».

http://www.friendlyrunet.ru / -Фонд «Дружественный Рунет».Главной целью Фонда является содействие развитию сети Интернет как благоприятной среды, дружественной ко всем пользователям. Фонд поддерживает проекты, связанные с безопасным использованием интернета, содействует российским пользователям, общественным организациям, коммерческим компаниям и государственным ведомствам в противодействии обороту противоправного контента, а также в противодействии иным антиобщественным действиям в Сети.Фонд «Дружественный Рунет» реализует в России комплексную стратегию в области безопасного использования интернета. Основными проектами Фонда являются: Горячая линия по приему сообщений о противоправном контенте, специализированная линия помощи для детей «Дети онлайн» и просветительские проекты.

http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/ -Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи "Дети онлайн" является первым и еди

http://www.icensor.ru/-Интернет-фильтр для детей.Интернет цензор. Программа «Интернет Цензор» предназначена для предотвращения посещения сайтов, противоречащих законодательству РФ, а также любых сайтов деструктивной направленности лицами моложе 18 лет. «Интернет Цензор» обеспечивает родителям полный контроль за деятельностью в сети их детей. «Интернет Цензор» распространяется бесплатно, очень прост в использовании и хорошо защищен от удаления его ребенком.

www.tirnet.ru - Детский Интернет адаптирован для детей младшего возраста и их родителей, а также для подростков; он дает возможность не только играть, но и обучаться программированию в инновационной компьютерной среде Скретч; создавать компьютерные игры, ориентированные на самых маленьких пользователей; активно занимается проблемой качества компьютерных игр и сайтов для детей.

www.ms-education.ru и www.apkpro.ru. - электронный курс программы "Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет". Программа представляет собой 72-х часовой курс, состоящий из 6 модулей. Каждый модуль программы дает подробное описание и рекомендации по обеспечению безопасной работы детей с компьютером и Интернетом, а также снабжен обширным списком дополнительной литературы и веб-ссылок. Кроме того, программа содержит объемное приложение, в которое включены диагностические тесты, описания упражнений, а также различные тексты, рекомендованные для использования в процессе ее освоения. Особенностью программы является еще и то, что каждый ее модуль может быть использован как отдельно, так и в комплексе с другими программами повышения квалификации.

http://www.nedopusti.ru/ - социальный проект по защите прав детей «Не допусти» - социальный проект по защите детей от похищений, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения реализуется с августа 2009 года. Организаторы проекта: Общественная палата РФ, РОЦИТ (Региональная Общественная Организация «Центр Интернет-технологий»), Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление».

http://psyparents.ru/ - Сайт «Детская психология для родителей» создан по заказу Департамента образования города Москвы и является интернет-проектом Московского городского психолого-педагогического университета. Цель проекта — психолого-педагогическое просвещение родителей по возрастным проблемам обучения, воспитания и развития детей, а также профилактике нарушений личностного развития.

http://www.smeshariki.ru/ - «Смешарики»: развлекательная соцсеть: игры, музыка, мультфильмы.

http://www.solnet.ee/ - «Солнышко»: детский портал.Развивающие, обучающие игры для самых маленьких и еще много интересного и для родителей.

http://www.1001skazka.com - «1001 сказка». На сайте можно скачать аудиофайлы — сказки, аудиокниги

http://www.teremoc.ru - Детский сайт «ТЕРЕМОК» с развивающими играми, загадками, ребусами, мультфильмами.

http://www.murzilka.org/ - Сайт журнала «Мурзилка» со стихами, раскрасками, конкурсами и другой полезной информацией.

www. ladushki.ru - Сайт для малышей и малышек.Мультфильмы, азбука, счет, рисунки.

http://web-landia.ru/ - Страна лучших сайтов для детей.

Анкета для родителей

1. Сколько времени в день Вы смотрите телевизор:

· я не смотрю телевизор;

· меньше часа в день;

· от 1 до 3 ч;Хочу такой сайт

· более 3 ч.

2. Сколько времени в день смотрит телевизор Ваш ребенок:

· не смотрит вообще;

· иногда вместе со мной;

· не более 15 мин;

· от 15 до 30 мин;

· от 30 мин до 1,5 ч;

· более 1,5 ч.

3. Сколько времени в день Вы проводите за компьютером:

· все основное время — я за ним работаю;

· меньше 1 ч в день;

· от 1 до 3 ч;

· более 3 ч.

4. Сколько времени Ваш ребенок проводит за компьютером:

· не пользуется компьютером вообще;

· иногда вместе со мной;

· не более 15 мин;

· от 15 до 30 мин;

· от 30 мин до 1,5 ч;

· более 1,5 ч;

· сколько хочет — я не запрещаю.

5. Как часто Вы играете в компьютерные игры:

· часто;

· редко;

· все время, пока ребенок не видит;

· я не играю в компьютерные игры.

6. Часто ли Вы пользуетесь Интернетом:

· постоянно;

· несколько раз в день проверяю свои аккаунты;

· очень редко и только по работе.

7. Позволяете ли Вы ребенку свободно пользоваться Интернетом (включать мультфильмы, выбирать игры, смотреть картинки):

· очень редко;

· только в моем присутствии;

· да, он сам выбирает мультфильмы;

· да, он сам скачивает игры;

· не позволяю.

8. Позволяете ли Вы ребенку играть в компьютерные игры:

· очень редко в качестве поощрения;

· да, но я сам выбираю игры;

· да, он играет, во что хочет;

· не позволяю.

9. Позволяете ли Вы ребенку пользоваться Вашим мобильным телефоном, чтобы играть в игры, смотреть мультфильмы:

· да, но очень редко;

· да, по его желанию;

· да, когда мне нужно его успокоить или накормить;

· нет, мой телефон не для игр.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».