1 Содержание I РАЗДЕЛ. ЦЕЛЕВОЙ 1.1. Пояснительная записка 3 1.1.1. Цель, задачи дополнительной общеразвивающей Программы 4 1.1.2. Принципы и подходы к реализации дополнительной общеразвивающей Программы 1.1.3. Планируемые результаты дополнительной общеразвивающей программы 5 II РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 7 2.1. Календарно –тематический план 7 III РАЗДЕЛ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 12 3.1. Материально-техническое обеспечение 12 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 12 3.3. Календарный учебный график 13 3.4. Учебный план 13 3.5. Расписание занятий 13 3.6. Оценочные материалы 14 5 2 I РАЗДЕЛ. ЦЕЛЕВОЙ 1.1. Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы Дополнительная общеразвивающая программа по социально – педагогической направленности по освоению детьми раннего возраста блоков Дьенеша . Предлагаемая программа направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр. Новизна В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного персонажа. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности. Данная программа предусматривает использование развивающих игр доступных для детей 2-3 лет: логические блоки Дьенеша. Эти развивающие игры позволяют детям овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, творческих способностей, способностей к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к нагляднообразному и логическому мышлению, координацию движений, речь ребенка. В речи дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Развивающие игры способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Благодаря играм с блоками Дьенеша, у детей развиваются психические процессы, мыслительные операции. Актуальность Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладывается именно в раннем детстве. Хотя дети раннего возрастаеще не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. 3 Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений. У детей 2 -3 лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны и наша задача передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению. Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи, развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Педагогическая целесообразность Игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми живо интересно. Все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть. Педагогическая целесообразность программы обусловлена ещё и тем, что развивающие игры оказывают психологическое воздействие, развивают основные психологические процессы, способности ребенка, волевые и нравственные качества личности, а также формируют начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. 1.1.1. Цель программы - обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для умственного развития. Задачи программы: знакомить воспитанников с геометрическими фигурами; 4 создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта воспитанниками в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша; способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве); способствовать воспитанию у воспитанников первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата); воспитывать у воспитанников эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре; способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков; развивать творческие способности воспитанников. 1.1.2 Принципы и подходы к реализации дополнительной общеразвивающей программе 1.Обогащение чувственного опыта воспитанников, и накопление ими сенсорного опыта в ходе предметно-игровой деятельности. 2.Формирование у воспитанников умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве). 3. Воспитание у воспитанников стремления к получению положительного результата, умения доводить поставленную задачу до завершения, эмоционально-положительного отношения к сверстникам в игре. 4.Развитие у воспитанников пальцевой моторики. 1.1.3. Планируемые результаты дополнительной общеразвивающей программы 1.Обогащение чувственного опыта воспитанников, и накопление ими сенсорного опыта в ходе предметно-игровой деятельности. 2.Формирование у воспитанников умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве). 3. Воспитание у воспитанников стремления к получению положительного результата, умения доводить поставленную задачу до завершения, эмоционально-положительного отношения к сверстникам в игре. 4.Развитие у воспитанников пальцевой моторики. 5 Возраст детей, участвующих в реализации программы Программа рассчитана на детей в возрасте 2-3 лет. Характеристика развития ребенка 2-3 лет Наиболее характерной особенностью ребенка 3-го года жизни является развитие и повышение роли речи на все поведение ребенка, развитие познавательной потребности и в соответствии с этим развитие наглядно-действенного, нагляднообразного мышления. Овладение речью и развивающиеся мыслительные процессы оказывают влияние на все психическое развитие и поведение детей этого возраста. Все реакции этого возраста на окружающее связаны с речью. С развитием речи развивается и мышление. Дети начинают устанавливать причинную зависимость отдельных наблюдаемых ими явлений, появляются и такие формы мышления, как суждения, умозаключения. Происходит дальнейшее развитие процесса обобщения, на основе которого формируются понятия. Обобщенное значение приобретают не только слова, обозначающие предметы и действия; дети начинают выделять и обобщать качества; свойства предметов. Обобщенное значение приобретают такие слова, как, например, игрушки. Потребность в общении. Растет потребность в общении со взрослым для удовлетворения увеличивающейся любознательности, познавательной потребности ребенка как средства получения информации. Развитие наблюдения. Более стойким становится интерес к окружающему, который превращается в особый вид деятельности — наблюдение. Наблюдение, т. е. чувственное познание окружающего, является, по выражению И. М. Сеченова, «источником возникновения мысли». Сенсорное развитие. В процессе разнообразной деятельности происходит дальнейшее сенсорное развитие. Большое место в деятельности ребенка продолжает занимать предметная деятельность, но отношение ребенка к своим действиям уже несколько иное — ребенок либо настойчиво добивается получения определенного результата, либо эти действия носят характер экспериментирования. Производя различные действия, ребенок как бы ис следует предмет и его свойства. Действия с кубиками постепенно превращаются в конструктивную деятельность. Ребенок уже в первом полугодии не только воспроизводит показанные ему взрослыми постройки, но пытается сам строить знакомые ему предметы. Все большее значение в деятельности ребенка начинает занимать сюжетная игра. Отображение в игре впечатлений окружающей среды вследствие более тонкого восприятия у детей 2 1/2 лет становится все более детальным, более точным. Между отдельными действиями устанавливаются логические связи, увеличивается и количество используемых детьми предметов. С конца 2-го года жизни у детей начинает развиваться воображение. 6 Сроки реализации программы Дополнительная образовательная программа рассчитан на один учебный год. Формы и режим занятий Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает одно занятие в неделю, во второй половине дня. Занятия проводятся в игровой форме. Дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к развивающим играм. Занятия не носят форму «изучения и обучения», а превращаются в творческий процесс педагога и детей. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию. II РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1 Календарно – тематическое планирование Месяц Неделя Тема занятий Цель занятий Октябрь 1. Игра «Цвет, классификация по одному признаку». «Какой это цвет?» Игра «Что нам привёз Мишутка?» Знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый 2. 3. 4. Ноябрь Итого: 1. 2. Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?» Игра на внимание «Найди пару» Игры «Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какой это формы?» Игра «Что нам привёз Лисёнок?» 3. Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек» 4. Игра «Отгадай фигуру» Кол-во занятий /часов 1/1 Способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета Закреплять умение различать и называть основные цвета 1/1 Закреплять умение различать и называть основные цвета 1/1 Способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник Способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения Способствовать развитию умения 1/1 4/4 1/1 1/1 1/1 1/1 7 давать характеристику фигуры по условному обозначению (схематическое изображение геометрических фигур) Декабрь Итого: 1. 2. Игра «Угости матрешек печеньем» 3. Игры «Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какого размера фигуры?» Игра «Продолжи дорожку» 4. Январь Игра «Продолжи дорожку» Итого: 1. 2. 3. 4. Игра «Укрась елки игрушками» Игры «Цвет и форма, классификация по двум признакам». «Какого цвета и формы?» Игра «Что лежит в корзинке?» Игра «Что лишнее?» Игры «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с тремя обручами)». «Угадай фигуру» Феврал Итого: 1. Игра «Построй домик» Способствовать развитию умения различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу Способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины Способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак величины Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу Способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть основные цвета: красный, синий, желтый, формы Способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы, различать и называть основные геометрические фигуры и их цвет Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаковосимволическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) Закреплять умение различать и 4/4 1/1 1/1 1/1 1/1 4/4 1/1 1/1 1/1 1/1 4/4 1/1 8 ь 2. Игра «Садовники» 3. Игры «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам». «Какого цвета, формы и величины?» Игра «Садовники» 4. Март Итого: 1. Игра «Мы конструкторы» 2. Игра «Продолжи ряд» 3. Игра «Хоровод» 4. Игра «Бусы для мамы» называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, способствовать развитию конструктивных умений, выполнять действия, согласно определенному правилу Закреплять способности действия наглядного моделирования, умения расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаковосимволическим обозначениям, умения выделять одновременно два признака геометрических фигур, действовать, согласно заданному правилу Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина. Закреплять способности действия наглядного моделирования, умения расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаковосимволическим обозначениям, умения выделять одновременно три признака геометрических фигур, действовать, согласно заданному правилу Способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине. Развивать мышление Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаковосимволическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаковосимволическим обозначениям, 1/1 1/1 1/1 4/4 1/1 1/1 1/1 1/1 9 предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) Апрель Итого: 1. Игра «Волшебное дерево» 2. Игра «Угости Зайчиков печеньем» 3. Игра «Мы конструкторы» 4. Итоговое мероприятие для родителей: Игра-занятие «Кукла в гостях у малышей» Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаковосимволическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаковосимволическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) Способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему Цель: закреплять у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине), развивать пространственное воображение, сообразительность, логическое мышление. Задачи: - закреплять умение называть геометрические фигуры, описывать их свойства (познавательное развитие); - развивать внимание, воображение, логику (познавательное развитие); - создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие); - создавать условия для развития диалогической речи (речевое развитие); - обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социальнокоммуникативное развитие); - способствовать развитию навыков взаимодействия (социальнокоммуникативное развитие); - организация детских видов деятельности (общение ребенка с взрослым, 1/1 1/1 1/1 1/1 1/1 10 общение ребенка со сверстниками, творческая деятельность) Май Итого: 1. Игра «Магазин» 2. Игра «Угости Мишек печеньем» 3. Игра «Хоровод» 4. Итоговое мероприятие для родителей: Игра-занятие «Кукла в гостях у малышей» Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаковосимволическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаковосимволическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаковосимволическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) Цель: закреплять у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине), развивать пространственное воображение, сообразительность, логическое мышление. Задачи: - закреплять умение называть геометрические фигуры, описывать их свойства (познавательное развитие); - развивать внимание, воображение, логику (познавательное развитие); - создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие); - создавать условия для развития диалогической речи (речевое развитие); - обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социальнокоммуникативное развитие); - способствовать развитию навыков взаимодействия (социальнокоммуникативное развитие); 4/4 1/1 1/1 1/1 1/1 11 - организация детских видов деятельности (общение ребенка с взрослым, общение ребенка со сверстниками, творческая деятельность) Итого: 4/4 III. РАЗДЕЛ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1. Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение Программы соответствует: санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; правилам пожарной безопасности. 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Дидактические игры: «Сколько?», «Художники», «Магазин», «Что изменилось?», «Хоровод», «Второй ряд», «Найди клад», «Игра с одним обручем», «Заселим в домики», « На свою веточку», «Цепочка», «Помоги сказочному герою», «Украсим елку бусами», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», « Найди не такую», «Рассели жильцов», « Продолжи ряд», «Собери бусы», « Цепочка», « Алгоритм» (для индивидуальной работы с детьми), «Найди пару», «Поможем Золушке», «Украсим елку бусами», «Один обруч», «Угощение для медвежат», «Улитка», « Домино», «Два обруча», «Художники», «Лабиринт», «На свою веточку», « У кого в гостях Вини – Пух и Пятачок», «Помоги муравьишкам», « Гусеница», «Волшебное дерево», « Паровозики», « Этажи», «Магазин», «Найди цветок». Развивающие игрушки: наборы блоков Дьенеша Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша: «Что изменилось», «Волшебный мешочек», «3-й лишний», «Найди не такие»,«Такие же», «Продолжи ряд», «Цепочка», «Найди пару», «Клад», «В один ряд». Оснащение занятий: -один набор на два ребёнка; -обручи трёх цветов (красный, синий, жёлтый) по одному; - шнурки трёх цветов (красный, синий, жёлтый) по одному набору на два ребёнка; - альбом заданий с образцами. 12 Используемая литература 1.Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 с. 2.Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 с. 3.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с. 4.Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 с. 5.Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. Ярославль: Академия развития, 2007. 6.Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997. 7.Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., исправленное и дополненное - М.: Просвещение, 1983. - 144 с. 8.Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. СанктПетербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с. 9.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1983. 3.3. Календарный учебный график Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года Продолжительность учебной недели Время проведения НОД Праздничные дни 01 октября 2021 года 31 мая 2022 года 32 недели 1 день 10 минут 4 ноября, 1-9 января, 23 февраля, 8 марта, 1, 9 мая, 3.4. Учебный план Программа рассчитана на 32 часа, срок реализации – 8 месяцев, 1 год. Количество занятий в неделю -1 Количество занятий в месяц -4 3.5. Расписание занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам Понедельник 9.30-9.40 1-я подгруппа Вторник Среда Четверг 9.30-9.40 2-я подгруппа Пятница - 13 3.6. Оценочные и методические материалы Диагностическое направление: Диагностика уровня сенсорных способностей 1 раз в год: в мае. - Формы контроля: наблюдения, вопросы, беседы, проводимые в процессе игры. Критерии отслеживания усвоения программы: 3 балла – выполняют задания, отвечают правильно и уверенно 2 балла – отвечают с ошибками, справляются с заданиями с не большой помощью взрослого 1 балл – затрудняются Высокий уровень – 10-12 баллов Средний уровень – 6-9 баллов Низкий уровень – 4-5 баллов «Высокий уровень» - сравнивают 3 предмета по величине, различают и называют формы предметов: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, различают формы по толщине. Различают и называют цвета предметов. «Средний уровень» - сравнивают 2 предмета по величине. Различают и называют форму предметов: круг, квадрат, треугольник. Различают и называют не все основные цвета. «Низкий уровень» - различают и называют форму: круг, квадрат. Итоговыми мероприятиями по реализации программы будут: фотовыставка кружка «Цветные логические картинки», открытый показ НОД для родителей «Кукла в гостях у малышей», «Квест – игра» совместно с родителями. 14