Готовимся к школе с удовольствием

Содержание

I. Целевой раздел
1.

Пояснительная записка

2-3

1.1.

Цели и задачи реализации программы

3-4

1.2.

Принципы и подходы к реализации программы

4-5

1.3.

Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.

2.

Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
программы
II. Содержательный раздел

5-7

1.

Образовательная деятельность в соответствии с образовательными
областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических
пособий, обеспечивающих реализацию данных программы.

7

2.

Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и интересов
III.Организационный раздел

1.

Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

11

2.

Литература

11

5

7-10

.

2

I.Целевой раздел
1.Пояснительная записка
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной
системы, так как именно здесь закладываются основы личности,
определяющие характер будущего развития ребенка.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для
максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка,
необходимо создать условий для развития функционально грамотной
личности – человека, способного решать любые жизненные задачи
(проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни
знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом
собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои
силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере
облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет
интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Актуальность и целесообразность создания данной образовательной
программы. Программа
предлагает систему адаптационных занятий
«Обучение грамоте и чтению». Созданием данной образовательной
программы послужил социальный запрос родителей и школы.
Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с физической, эмоциональной,
психологической готовностью) является приоритетной для успешного
обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Включение в программу традиционных и нетрадиционных методов
совместной деятельности, направленных на интеллектуальное развитие и не
используемых в основных образовательных программах, также является
отличительной чертой данной образовательной программы.
Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными
компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья;
интеллектуальной и личностной готовностью.
Физическая готовность ребёнка к школе определяется медиками и
заносится в медицинскую карту.
Личностная
готовность
характеризуется:
способностью
ориентироваться
в
окружающем
мире,
отношением
к
школе;
самостоятельности ребёнка; его активности и инициативы; развитие
потребности в общении; умение устанавливать контакт со сверстниками и
взрослыми.
3

Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя
состояние сенсорного развития, состояние развития образных
представлений и ряда психических процессов, умственное и речевое
развитие.
Основные положения программы:
-подготовка к школе носит развивающий характер;
-ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных
возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
-обеспечивает
постепенный
переход
от
непосредственности
к
произвольности;
-организует и сочетает в единой смысловой последовательности
продуктивные виды деятельности;
-готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том
числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
-инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
1.1. Цель программы : обучение детей слитному чтению через освоение
приемов звукового анализа, формирования представлений о способах
словоизменения, слогового чтения в тесной взаимосвязи с полным
освоением всех сторон речи, познавательных способностей, нравственноволевых и эстетических качеств ребенка.
Основные задачи программы:
✓ Сформировать и развивать первоначальные лингвистические
представления, понимание того, что такое слово, предложение и как
они строятся.
✓ Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки
родного языка, совершенствовать фонематический слух.
✓ Развивать виды речевой деятельности: умений слушать, говорить,
свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
✓ Обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения
представлений детей об окружающем мире в ходе чтения,
рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
✓ Развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять
слова из букв и слогов, читать;
✓ Подготовка руки к письму
1.2. Основные принципы построения программы: общее развитие с
учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие
личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья;
4

формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие
устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:
учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность
и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и
достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с
окружающим миром; разнообразие заданий.
1.3.Характеристика речевого развития детей 6—7 лет
Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного
совершенствования. К 7 годам количество слов, которыми оперирует
ребенок, составляет 3500—4000. Активно используются в речи синонимы
(веселый, радостный) и антонимы (далеко - близко). Начинают применяться
слова и выражения с переносным значением (железный характер - твердый
как железо). Дети овладевают новыми понятиями (водный, воздушный,
пассажирский транспорт и т. д.).
Обогащение словаря происходит за счет точного называния качеств
предметов (материал, форма, цвет, размер).
В то же время наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе
детей. Это обусловлено особенностями развития и обучения, кругом их
интересов и потребностей.

2.Планируемые результаты
Программа курса обучения грамоте направлена на достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе,
положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметными результатами изучения курса обучения чтению с
элементами обучения грамоте является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя;
• проговаривать последовательность действий на занятии;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом тетрадей на печатной основе;
• учиться работать по предложенному учителем плану.
5

Средством формирования регулятивных УУД служит технология
проблемного диалога.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в тетрадях на печатной основе;
• находить ответы на вопросы;
• делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты
тетрадей и его методический аппарат, обеспечивающие формирование
функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной форме;
• слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания
выделять ключевые слова;
• договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки
и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемнодиалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Показатели уровней развития речевых навыков и умений детей в
области грамоты

•
•

•
•
•
•
•

1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых
формах общения
умение ориентироваться в содержании этого общения,
выполнять поручения
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как
реальной действительности
о слове, слоге, звуке, ударении
о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый,
мягкий, звонкий, глухой)
о выразительных средствах речи.
3. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:
наличие у него представления о модели и процессе моделирования
способность
комментировать
свои
действия,
анализировать
проделанную работу
6

II. Содержательный раздел
1.Образовательная деятельность в соответствии с образовательными
областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических
пособий, обеспечивающих реализацию данных программы
Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом
комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На
одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи:
фонетические, лексические, грамматические, на основе которых происходит
развитие связной речи. Это подготавливает к овладению звуковым анализом
слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их
дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют
ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому
составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.
Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава
предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает
основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что
является важной предпосылкой успешности школьного обучения.
Среди школьно-значимых функций, определяющих успешность овладения
школьными умениями, кроме темпа и качества формирования навыков
чтения, письма выделяются:
• зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и
синтез,
• пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и
синтез,
• слуховое восприятие и внимание, слухо - речевая память,
фонематический слух,
• сенсомоторные координации,
• точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
2. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и интересов
Работа проводится фронтально всей группой с использованием технологий
совместно с использованием тетрадей на печатной основе. Использование
рабочей тетради каждым ребенком имеет большое значение так как:
- позволяет широко применять наглядный метод обучения и проблемно –
поисковый метод;
7

- обеспечивает максимальный уровень фонематических, звуко – буквенных,
графических средств, который создает предпосылки перехода к чтению;
- создает условия для ориентировочно – исследовательской деятельности
детей, что достигается через систему словесно - зрительных действий,
способствуя развитию внимания, памяти, мышления, речи;
- формирует навык самоконтроля.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
1. Артикуляционное закрепление пройденного материала
2. Актуализация знаний / дополнение или продолжение
3. Новый материал:
• звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место
звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ
звуков
• буква, её образ и графическое написание
• составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
• составление слов из слогов, деление на части, постановка
ударения
4. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в
слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
5. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать,
самоконтроль и самооценка, рефлексия.

Тематическое планирование занятий по обучению грамоте и чтению
№
п\п
1.

3.

Октябрь

2.

Тема

Ноябрь

4.

5.

Звуки и буквы А, О, У: графическое изображение гласного звука, место звука в слове,
печатание букв. Сливание звуков. Прописывание элементов «прямая наклонная», «точка».
Звуки и буквы И, Ы, Э: графическое изображение гласного звука, место звука в слове,
печатание букв. Сливание звуков. Подготовка руки к письму.
Понятия гласного и согласного звуков. Звуки Б, Б ', П , П ': место звука в слове,
характеристика звуков, чтение слогов, автоматизация слогового чтения. Прописывание
элементов «прямая наклонная», «волна», «прямая наклонная с закруглением снизу».
Дифференциация гласных и согласных звуков. Звуки В, В ', Ф , Ф ': место звука в слове,
характеристика звуков, чтение слогов, печатание букв, автоматизация слогового чтения.
Прописывание элементов «прямая наклонная», «прямая наклонная с закруглением снизу»,
«прямая наклонная с закруглением сверху». Звуковой анализ слова. Звуко-буквенный разбор
слов.
Дифференциация гласных и согласных звуков. Звуки Г, Г ', К , К ': место звука в слове,
характеристика звуков, чтение слогов, печатание букв, автоматизация слогового чтения.
8

6.

7.

8.

10.

Декабрь

9.

брь

11.

Прописывание элементов «прямая наклонная с закруглением снизу», «прямая наклонная с
закруглением сверху». Звуковой анализ слова. Звуко-буквенный разбор слов.
Дифференциация гласных и согласных звуков. Звуки Д, Д ', Т , Т ': место звука в слове,
характеристика звуков, чтение слогов, печатание букв, автоматизация слогового чтения.
Прописывание элементов «прямая наклонная с закруглением снизу и сверху», Звуковой анализ
слов. Звуко-буквенный разбор слов.
Звуки З, З ', С , С ': место звука в слове, характеристика звуков, чтение слогов, печатание
букв, автоматизация слогового чтения. Прописывание элементов «прямая наклонная с
закруглением снизу», «овал», Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор слов.
Звуки Ж, Ш : место звука в слове, характеристика звуков, чтение слогов, печатание букв,
автоматизация слогового чтения. Правило «ЖИ-ШИ». Прописывание элементов «прямая
наклонная». Звуковой анализ слова. Звуко-буквенный разбор слов.
Звуки М, М ', Н , Н ': место звука в слове, характеристика звуков, чтение слогов, печатание
букв, автоматизация слогового чтения. Прописывание элементов «удлиненная наклонная с
петлей снизу». Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор слов.
Звуки Л, Л ', Р , Р ': место звука в слове, характеристика звуков, чтение слогов, печатание
букв, автоматизация чтения слов. Прописывание элементов письменных букв. Звуковой анализ
слов. Звуко-буквенный разбор слов.
Звуки Ч ', Щ ': место звука в слове, характеристика звуков, чтение слогов, печатание букв,
автоматизация чтения слов. Прописывание элементов письменных букв. Звуковой анализ слов.
Звуко-буквенный разбор слов.
Звуки Х, Х ', Ц: место звука в слове, характеристика звуков, чтение слогов, печатание букв,
автоматизация чтения слов. Прописывание элемента «удлиненная наклонная с петлей сверху».
Звуковой анализ слова. Звуко-буквенный разбор слов.
Звук Й ': место звука в слове, характеристика звуков, чтение слогов, печатание букв,
автоматизация слогового чтения. Прописывание элемента «малая петля». Звуковой анализ
слов. Звуко-буквенный разбор слов.
Буквы Е, Ё. Сочетание звуков [й' э], [й' о]: количество и место звуков в слове,
характеристика звуков, чтение слогов, печатание букв, автоматизация чтения слов.
Прописывание элементов письменных букв. Формирование навыка понимания прочитанного.
Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор слов.
Буквы Ю, Я. Сочетание звуков [й' у], [й' а]: количество и место звуков в слове,
характеристика звуков, чтение слогов, печатание букв, автоматизация чтения слов.
Прописывание элементов письменных букв. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор
слов.
Буквы Ь, Ъ : функции данных букв, чтение слогов, печатание букв, увеличение скорости
чтения. Прописывание элементов письменных букв. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный
разбор слов.
Составление слов из слогов.. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор слов.
Автоматизация чтения слов. Увеличение скорости чтения. Чтение текстов с пониманием
прочитанного. Подробный пересказ с опорой на вопросы к тексту. Прописывание элементов
письменных букв. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор слов.
Деление слов на слоги. Ударение. Омонимы. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор
слов. Автоматизация чтения слов. Увеличение скорости чтения. Чтение текстов с пониманием
прочитанного. Подробный пересказ с опорой на вопросы к тексту. Прописывание элементов
письменных букв. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор слов.

12.

14.

Январь

13.

15.

16.

18.

Февраль

17.

9

19.

21.

Март

20.

22.

23.

24.

25.

Апрель

26.

Май

27.

28.

Закрепление. Деление слов на слоги. Ударение. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный
разбор слов. Автоматизация чтения слов. Увеличение скорости чтения. Чтение текстов с
пониманием прочитанного. Подробный пересказ с опорой на вопросы к тексту. Прописывание
элементов письменных букв. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор слов.
Закрепление. Деление слов на слоги. Ударение. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный
разбор слов. Автоматизация чтения слов. Увеличение скорости чтения. Чтение текстов с
пониманием прочитанного. Подробный пересказ с опорой на вопросы к тексту. Прописывание
элементов письменных букв. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор слов.
Предложение. Закрепление. Деление слов на слоги. Ударение. Звуковой анализ слов. Звукобуквенный разбор слов. Автоматизация чтения слов. Развитие речи: составление предложений
по картинке. Схема предложения. Увеличение скорости чтения. Чтение текстов с пониманием
прочитанного. Подробный пересказ с опорой на вопросы к тексту. Прописывание элементов
письменных букв. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор слов.
Предложение. Закрепление изученного. Рифма. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный
разбор слов. Автоматизация чтения слов. Развитие речи: составление предложений из слов.
Схема предложения. Увеличение скорости чтения. Чтение текстов с пониманием
прочитанного. Подробный пересказ с опорой на вопросы к тексту. Прописывание элементов
письменных букв. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор слов.
Закрепление изученного. Предложение. Рифма. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный
разбор слов. Автоматизация чтения слов. Развитие речи: составление предложений из слов.
Схема предложения. Увеличение скорости чтения. Чтение текстов с пониманием
прочитанного. Подробный пересказ с опорой на вопросы к тексту. Прописывание элементов
письменных букв. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор слов.
Закрепление изученного. Предложение. Рифма. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный
разбор слов. Автоматизация чтения слов. Развитие речи: составление предложений из слов.
Схема предложения. Увеличение скорости чтения. Чтение текстов с пониманием
прочитанного. Подробный пересказ с опорой на вопросы к тексту. Прописывание элементов
письменных букв. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор слов.
Словосочетание. Эмоциональный окрас предложения. Закрепление изученного. Звуковой
анализ слов. Звуко-буквенный разбор слов. Автоматизация чтения слов. Развитие речи:
составление предложений из слов. Схема предложения. Увеличение скорости чтения. Чтение
текстов с пониманием прочитанного. Подробный пересказ с опорой на вопросы к тексту.
Прописывание элементов письменных букв. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор
слов.
Закрепление изученного. Эмоциональный окрас предложения. Звуковой анализ слов. Звукобуквенный разбор слов. Автоматизация чтения слов. Развитие речи: составление предложений
из слов. Схема предложения. Увеличение скорости чтения. Чтение текстов с пониманием
прочитанного. Подробный пересказ с опорой на вопросы к тексту. Прописывание элементов
письменных букв. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор слов.
Закрепление изученного. Эмоциональный окрас предложения. Звуковой анализ слов. Звукобуквенный разбор слов. Автоматизация чтения слов. Развитие речи: составление предложений
из слов. Схема предложения. Увеличение скорости чтения. Чтение текстов с пониманием
прочитанного. Подробный пересказ с опорой на вопросы к тексту. Прописывание элементов
письменных букв. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор слов.письменных букв.
Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор слов.
Закрепление изученного. Эмоциональный окрас предложения. Звуковой анализ слов. Звукобуквенный разбор слов. Автоматизация чтения слов. Развитие речи: составление предложений
10

29.

30.

из слов. Схема предложения. Увеличение скорости чтения. Чтение текстов с пониманием
прочитанного. Подробный пересказ с опорой на вопросы к тексту. Прописывание элементов
письменных букв. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор слов.
Закрепление изученного. Эмоциональный окрас предложения. Звуковой анализ слов. Звукобуквенный разбор слов. Автоматизация чтения слов. Развитие речи: составление предложений
из слов. Схема предложения. Увеличение скорости чтения. Чтение текстов с пониманием
прочитанного. Подробный пересказ с опорой на вопросы к тексту. Прописывание элементов
письменных букв. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор слов.
Закрепление изученного. Эмоциональный окрас предложения. Звуковой анализ слов. Звукобуквенный разбор слов. Автоматизация чтения слов. Развитие речи: составление предложений
из слов. Схема предложения. Увеличение скорости чтения. Чтение текстов с пониманием
прочитанного. Подробный пересказ с опорой на вопросы к тексту. Прописывание элементов
письменных букв. Звуковой анализ слов. Звуко-буквенный разбор слов.

Место занятий в учебном плане
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия 30 минут.
Программа рассчитана на 30 недель. Общее количество - 60 академ. часов
III. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение
Оснащение занятий:
1 Магнитная азбука (демонстрационная)
2 Касса букв и слогов (раздаточный материал)
3 Кубики «Мои первые буквы».
4 Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи
5 Настольно-печатные игры.
6 Предметные игрушки.
7 Доска.
8 Цветные мелки.
9 Цветные карандаши, простой карандаш, ручка.
10 Карточки для развития памяти
11 Разрезная азбука.
12 Пластилин
13 Доска для лепки.
3.2 Перечень научно-методических литературных источников
1.Программа для педагогов «Подготовка к школе» Шутова Мария
2. «Тетрадь ученика» Учимся читать и писать.Шутова Мария
11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».